Не секрет,
наверное, что у каждого учителя - словесника есть любимые темы, любимый «
возраст», любимые методы и формы работы на уроке.
Есть такие
любимые темы и у меня. В 5 классе, например, я очень люблю работать над темой
«Басня как литературный жанр». Не ошибусь, если скажу, что младших подростков
эта тема также не оставляет равнодушными. Басня как жанр привлекает учащихся, прежде
всего простотой формы и близостью к сказке. По утверждению многих пятиклассников, басни рождают в их воображении весёлый
мультфильм с любимыми героями: хитрой
лисой, глупой мартышкой, вороном – простаком. А на уроках литературы они учатся понимать смысл басен, учатся угадывать
за Волком – злого, бессердечного, а за Ягнёнком – беззащитного человека.
Насколько путь
к пониманию басни будет интересным, зависит от меня.
В школе я
работаю не первый год и из опыта знаю,
что успех приходит лишь в том случае, если
правильно выбраны формы работы, учтены все возрастные и личностные
особенности детей. Особенно это важно в условиях сельской малокомплектной
школы, где в классе чаще всего бывает от четырёх до восьми человек, а по уровню
интеллектуального развития большинство из них относится к « середнячкам ».
Обычно,
работая над темой « Басня как литературный жанр», я использовала комментированное чтение, инсценирование, игру,
словесное рисование, а в этот раз решила взяться за проект. Проект как технология
привлёк меня тем, что: во- первых, эта форма позволяет изучить тему более
глубоко и разносторонне; во- вторых, приучает детей к самостоятельной
целенаправленной деятельности, развивает
художественно-творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки
грамотного и свободного владения литературной речью; в- третьих, учит
сотрудничеству. Конечно, на первых порах проект выполняется под моим
руководством от начала до конца. Моя цель – не только научить детей получать, обрабатывать и оформлять собранную информацию, но, прежде
всего, научить самостоятельно
планировать свою деятельность и строго следовать составленному плану. Именно по
этой причине в первом проекте я не просто руководитель – консультант, я член
проектной группы. Первая задача, которая стоит передо мной, - не навязчиво
создать ситуацию, при которой у учеников возникнет желание, даже потребность
выполнить проект. С этой целью на первом уроке (без объявления темы) читаю
басню И.А.Крылова « Мартышка и очки» и прошу ребят определить
жанр произведения и назвать его отличительные черты. В глазах детей вижу ответ:
«Не знаю…». Дальше прошу назвать имена русских и зарубежных писателей,
обращавшихся к этому жанру. Опять немой ответ: « Не знаю…». Так возникла
проблема, требующая немедленного разрешения. А так как класс в целом неплохой,
то появляется не только потребность « реабилитироваться », но и желание найти
ответ на каждый мой вопрос, потому что это интересно узнать. Проблема вторая
- с этим видом деятельности
пятиклассники ещё не знакомы. Поэтому я объясняю им, что такое проект, каковы
особенности проекта по литературе, как мы будем над ним работать. Обращаю
особое внимание на то, что любой проект требует чёткой, слаженной работы, а для
этого необходимо определить тему, цель, методы, содержание и форму работы.
Чтобы каждый ученик (в классе 6 человек) в течение всей работы над проектом имел перед собой план – опору, в тетради мы
делаем следующую запись:
Тема проекта: Жанр басни в русской литературе.
Цель: 1.
Познакомиться с историей развития жанра.
2. Изучить жанровые
особенности басни.
3. Изучить жизнь и
творчество И.А.Крылова.
4. Кратко
познакомиться с творчеством русских баснописцев: Л.Н.Толстого, С.Михалкова.
5. Кратко познакомиться
с творчеством русских художников, иллюстрировавших басни И.А.Крылова.
6. Формировать знания и умения, обеспечивающие
самостоятельное освоение художественных
ценностей.
7. Развивать
художественно – творческие способности, воображение, эстетические чувства,
навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
8. Воспитывать
эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных
произведений.
Методы:. 1. Чтение и конспектирование литературоведческих статей.
2. Исследование
басен И.А.Крылова.
3. Создание
научно – популярных и художественных текстов.
Содержание: 1. Басня как литературный жанр.
2.
Известные русские баснописцы XIX – XX в.в..
3. Мои любимые басни
И.А.Крылова:
а)
тексты басен И.А.Крылова с комментариями
и иллюстрациями;
б)
сочинение – миниатюра «Размышляя над басней И.А.Крылова».
4.
Викторина « Знаешь ли ты басни И.А.Крылова?»
Кроссворд « Басни И.А.Крылова в изобразительном искусстве».
Форма: рукописная книга.
Литература:
1. Большая советская энциклопедия. – М: Советская энциклопедия, т.15,
1974.
2.Десницкий А.В. Иван Андреевич
Крылов. – М: Просвещение , 1983.
3. Крылов И.А. Басни.- М:
Детская литература, 1985.
4. Крылов И.А. Басни.- М:
Детская литература, 1989.
5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах.- М: Айрис-Пресс,
2003.
6. Новиков В.И. Энциклопедический словарь юного
литературоведа. – М: Педагогика,1988.
7. Русские поэты XVIII – XIX в.в.. Антология.- М: Детская литература,
1985.
8.Скатов Н.Н. Русские писатели
XІ – начала ΧΧ в.в.- М: Просвещение,1995.
9.Тураев С.В. Литература. Справочные материалы.- М:
Просвещение, 1988.
На этом
подготовительный этап был завершён. Работа над проектом началась.
В этот раз на
изучение темы я решила взять не 3 часа, как обычно, а 6 часов (в том числе:
1час – внеклассное чтение, 1 час – развитие речи), распределив учебное время
следующим образом:
1 урок: Вводный. Басня как
литературный жанр. (Подготовка и планирование проекта.)
2 урок: И.А.Крылов. Великий
русский баснописец. Очерк жизни и творчества.
3 урок: Своеобразие басен
И.А.Крылова: близость к устному народному творчеству; отражение народной
мудрости и жизненных наблюдений ; иносказательный и обобщающий смысл; лаконизм
и афористичность.
Чтение и обсуждение басен « Волк
на псарне», «Волк и ягнёнок», «Демьянова уха». Чтение и анализ басни «
Квартет».
4 урок (внеклассное чтение): «Удивительный мир русских басен ».
5 урок (развитие речи): Анализ самостоятельно написанных басен.
6 урок: Публичная презентация проекта «Жанр басни в русской
литературе».
На первом уроке ученики получили задание: выписать из
литературоведческого словаря, из справочника по литературе, из специальных
тетрадей по литературе определение басни. Хотя учащиеся впервые самостоятельно
работали со справочной литературой, результат был отличный: все правильно
выполнили задание. На следующем уроке мы читали выписанные определения,
сравнивали и пришли к выводу, басня -
это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,
имеющий иносказательный аллегорический смысл. Отличительная черта басни –
наличие морали. Дальше на этом же уроке мы говорили о жизни и творчестве
И.А.Крылова. Нельзя было не сказать о том, что в русской литературе басня как
жанр получила широкую популярность именно благодаря мастерству Крылова, но и после него к этому
жанру обращались отечественные писатели. Чтобы расширить представление учащихся
о басне в истории русской литературы, я
даю задание: собрать информацию о самых известных русских баснописцах ΧІΧ -ΧΧ в.в. и составить энциклопедическую справку по
образцу словарной статьи . Чтобы выполнить это задание, учащимся пришлось
внимательно перечитать «Энциклопедический словарь юного литературоведа»,
справочник « Русские писатели ΧІ –
начала ΧΧ в.в.» и другую справочную литературу. Ребята работали в группах по
три человека: Света Д., Оксана П. и Саша К. собирали материал
о басенном творчестве Л.Н.Толстого; Юля Ш., Саша Ж. и Стас Н. – о
творчестве С. Михалкова. На третьем уроке каждая группа выступила с небольшим сообщением. Получилась очень
интересная импровизированная « Говорящая
энциклопедия », и все ученики узнали, что басня может быть написана не только в стихотворной форме,
но и в прозаической. Сообщения, конечно, получились, краткие, но мы ведь и не ставили цель подробно изучить творчество
каждого писателя. Объём сообщений составлял примерно 30 – 40 слов, что вполне
достаточно для ученика 5 класса. Для меня было важно, что ученики сами собирали всю
информацию, сами составляли текст в научно – популярном стиле и сами решали,
кто будет выступать, т.е. учились самостоятельности и сотрудничеству. На этом
же уроке мы выразительно читали и обсуждали басни « Волк на псарне», « Волк и
Ягнёнок», « Демьянова уха». В ходе обсуждения мои ученики поняли, что для
осмысления басни необходимо знать историю её создания, уметь читать между строк,
владеть определёнными литературоведческими знаниями и навыками, которых им пока
не достаёт. Поэтому, анализируя басню « Квартет», я постепенно ввела
ещё два понятия: олицетворение (животные говорят, думают, чувствуют), аллегория
( изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой
предмет). Сначала с моей помощью, а потом самостоятельно дети находили признаки басни и начинали понимать,
что в произведении речь идёт вовсе не о животных - за образами Осла, Козла,
Мартышки и косолапого Мишки автор скрывает людей. Это было для учеников
настоящим открытием. Вспомнились басни « Стрекоза и Муравей», « Лебедь, Щука и
Рак», прочитанные ещё в начальных классах. Оказывается, Стрекоза – это человек
– лентяй, ждущий помощи со стороны, живущий за счёт других, а Муравей – трудяга
достойный уважения. Выслушав
высказывания учеников, я предложила им написать сочинение – миниатюру « Размышляя над басней И.А.Крылова». Это и
был очередной этап проектной работы.
Сочинения
получились разные: интересные и не очень, некоторые даже с речевыми ошибками.
Но главное – дети попробовали в малой
форме выразить мысли, которые пробудила
в их сознании басня. Вот фрагмент одного из сочинений:
« Перечитывая басню И.А. Крылова «Квартет»,
я думала о нашем классе. У нас иногда получается, как в этой басне. На прошлой
неделе в школе проходили соревнования по лапте. У нас было огромное желание
победить команду шестого класса. Мы каждый день ходили на тренировки, а во время
игры « менялись ролями», но одного нам всё-таки не доставало: ни у кого из нас,
по-видимому, не оказалось способностей к спортивным играм. Мы, как неуклюжие
медведи и глупые мартышки, метались по полю, а в результате - проиграли. После
подведения общих итогов учитель физкультуры сказал: «Увы, ребята, у вас, как в
басне Крылова …» В тот момент я не понимала, что имеет ввиду Владимир
Васильевич.
Басня « Квартет» помогла мне понять, что в некоторых случаях одного
желания не достаточно, необходимы знания, а иногда – талант».
Оксана П.
Все басни,
помещённые в учебнике, прочитаны, а следующий по плану – урок внеклассного
чтения, поэтому я предлагаю ребятам перечитать басни Крылова из книги Крылов
И.А. Басни.- М: Детская литература, 1985.. Почему именно эту книгу я
выбрала? В этой книге есть цветные иллюстрации к басням и краткая информация о
художниках. Даю два задания (по выбору): составить викторину « Знаешь ли ты
басни И.А.Крылова?» или кроссворд « Басни И.А.Крылова в иллюстрациях русских
художников». Учащиеся сами делятся на группы по три человека. При этом каждый
получает возможность не только выбрать задание и определить состав группы, но и
поучаствовать в планировании работы над поставленной проблемой, самостоятельно
действовать по намеченному плану.
Викторину
составляли Света Д., Саша К.и Стас Н.. Проделанная работа увенчалась успехом, т.
к. вопросы получились и содержательными, и интересными. Вот лишь некоторые из
них:
1. Басня – один из старейших
литературных жанров, знаете ли вы наиболее знаменитых предшественников
И.А.Крылова?
2. Из каких басен эти строки:
- Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать …
- А Васька слушает да ест.
- Да наши предки Рим спасли.
- Слона – то я и не приметил.
3. Из каких басен мораль:
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…
- Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё
не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок…
4. В каком году была написана
басня « Квартет»?
5. Назовите героев басни,
посвящённой событиям Отечественной войны
1812 года.
Оксана П., Юля
Ш. и Саша Ж. работали над кроссвордом. По условию кроссворд мог иметь свободную
форму, но ключевым словом должно быть слово « БАСНЯ». Ребятам пришлось немало
потрудиться над его составлением. Во - первых, информации было мало, во –
вторых, соединить полученный материал в кроссворд было очень трудно. Честно
признаюсь, я не верила в успех задуманного. Но и « кроссвордисты » с заданием
справились.
Урок
внеклассного чтения прошёл очень интересно. Каждый задавал свои вопросы. Особое
удовольствие получал тот, кто лучше знал басни, и тот, у кого вопросы были
посложнее. Это говорило о том, что он справился с заданием на «отлично», т.к.
прочитал всю книгу и знает больше
других. В итоге все получили пятёрки.
А впереди была
самая сложная работа: ученикам предстояло попробовать себя в качестве писателя.
Я с нетерпением ждала следующей встречи: интересно, на что способны мои « баснописцы». А способны они, как
оказалось, на многое. Конечно, некоторым помогали родители, но ведь и
технология допускает помощь со стороны. Работы и в этот раз получились разные.
Некоторые « произведения» заслуживают внимания. Авторы постарались выполнить
все условия: стихотворная форма, олицетворение, аллегория, мораль. Вот что
получилось:
Мнимый
враг
В одной большой деревне у Рязани
Жил толстый кот Мур - мур с зелёными глазами.
Он как – то раз по комнате прогуливался важно.
Завидя в зеркале врага , кот прыгнул на него отважно.
Но враг был скользкий и холодный
И прыгать тоже он умел.
И целый день Мур – мур голодный
Сражался, а не пил, не ел.
Мораль у басни такова:
Не злись на мнимого врага.
Света Д.
Так шаг за
шагом мы подошли к финишной черте. Проект готов. На оформление книги дополнительного
времени не понадобилось, потому что все « странички» (домашние работы) ребята
оформляли на альбомных листах. Разложив странички в нужном порядке, мы получили
книгу « Жанр басни в русской
литературе». Конечно, её можно было бы « издать» на компьютере, но тогда бы она
потеряла свою душу. А нам так хотелось, чтобы книга получилась содержательная,
красочная и « живая». Ученики любовались плодами своего труда, а я читала в их
глазах удовлетворение и гордость: работа выполнена на « отлично». Но ведь любая
книга должна быть не только написана и издана, она должна жить, приносить
пользу и радость людям. Перед « издателями» встал вопрос: в какой форме пройдёт
презентация? К общей радости и удивлению самый робкий ученик – троечник Саша К.
предложил: « А давайте в библиотеке соберём малышей и представим им нашу
книгу». Идея всем понравилась. Так родился ещё один мини – проект « Презентация
рукописной книги». Света Д. и Оксана П. оформили книжную выставку «Басни
русских писателей», Стас Н. написал объявление, Саша Ж. и Саша К. пригласили
малышей и расставили мебель, Юля Ш. подготовила выставку иллюстраций « Басни
И.А.Крылова глазами русских художников». Презентация прошла с большим успехом.
В конце урока я предложила малышам принять участие в конкурсе рисунков « Мои
любимые басни», а пятиклассникам - оформить
выставку. Результат превзошёл ожидания: кроме рукописной книги и пятёрок за
работу над проектом, кроме выставки детских рисунков, потянулась вереница
маленьких читателей в библиотеку за
баснями И.Крылова, Л Толстого, С. Михалкова. Вот теперь проект был завершён!
После
выполнения проекта все ученики писали сочинение, в котором они со стороны
пытались оценить свою работу (рефлексия). Вот несколько фрагментов:
«Я понял, что литература – это
не только учебник, это, прежде всего удивительный мир, помогающий познать
окружающих и самого себя. Работая над проектом, я узнал много нового и
полезного. Научился планировать свою работу». Саша Ж.
« Проект помог нам научиться
внимательно слушать друг друга, сравнивать свою работу с другими,
оценивать других и самого себя». Стас
Н.
« Когда мы записывали план
работы над проектом, мне показалось, что я никогда не смогу выполнить все эти
задания. Но работа оказалась очень увлекательной. Выполняя задания одно за
другим, я постепенно начала понимать, что изучать литературу – очень интересное
и полезное занятие. Теперь я точно знаю: чтобы работа была успешной, мало одного желания, нужны знания, а иногда –
талант». И.А.Крылов прав: « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье….» Света
Д.
Завершив
работу над первым проектом, конечно же, мы не поставили точку, т.к. ещё рано…. Впереди
ещё шесть лет совместной деятельности, впереди новые проекты.
Метод
проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная форма творческой и
исследовательской деятельности учащихся.
Обладая
признаками технологии, т.е. способностью к повторению, воспроизведению, метод
может быть применён любым учителем в своём классе. Я убеждена, что при
правильной организации даже самый слабый троечник способен к проектной
деятельности. Подходящую тему учитель всегда найдёт, исходя из собственного
опыта. В 5 классе в качестве проектных подойдут следующие темы: «Сказка как
жанр устного народного творчества », « У лукоморья дуб зелёный » (по сказкам
А.С.Пушкина), « Времена года в творчестве поэтов XIX века» (Ф.И.Тютчев,
А.А.Фет, А.Н.Майков), «Времена года в стихотворениях поэтов Белгородчины»
(внеклассное чтение) и некоторые другие.
Как проект
могут быть представлены сценарии школьных спектаклей, литературных гостиных,
литературно – музыкальных композиций.
Лучшие проекты, подготовленные
учащимися, могут быть выставлены в качестве экспонатов выставки школьных
проектов, представлены в электронном виде на сайте школы .Учитель же имеет
возможность за несколько лет собрать неплохую « самиздатовскую» библиотеку и
использовать её в своей дальнейшей педагогической деятельности. <<НАЗАД