Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Развитие познавательного интереса
Развитие познавательного интереса
учащихся на уроках литературы через внедрение проектного метода обучения
Не
будет сильным преувеличением, если сказать, что традиционная классно – урочная
система обучения очень удобна для большинства учителей своей определенностью,
четкостью и организованностью. Удобна такая система и для подавляющего
большинства обучающихся: получил задание – выполнил – ответил – есть
положительная отметка – нет проблем – аттестат обеспечен. Опыт показывает, что
школьная жизнь в таком ритме постепенно притупляет у учащихся интерес не только
к изучению отдельных предметов, но и к обучению в целом. К сожалению, сейчас
можно услышать от учеников 10 – 11 классов и такие высказывания: «А зачем учить
историю, биологию, читать «Войну и мир», «Тихий Дон»? Мне нужен аттестат и
высокий балл на ЕГЭ по обществознанию, чтобы поступить на отделение «Бизнес и
сервис» в Бел ГУ». Получается, что новая система государственной итоговой
аттестации и система поступления в вузы в некоторой степени тоже подрывает
интерес обучающихся к изучению большинства школьных предметов. Обучение
превращается из многоаспектного в однобокое и прагматичное. Что уж тут говорить
об уроках литературы в старших классах. Тратить время на прочтение «Господина
из Сан - Франциско» И. А. Бунина или «Гранатового браслета» А. И. Куприна
становится бесполезным и глупым занятием, по мнению довольно значительной части
выпускников. Многие учителя литературы сетуют, что старшеклассники в
большинстве своем к 9 классу перестают читать художественную литературу вообще.
А родители удивляются, почему их добрый, ласковый ребенок вдруг проявляет
равнодушие, черствость, агрессивность. Переходный возраст?.. И да - и нет.
Сравнивая современных подростков с подростками начала 80 – х гг. прошлого века
и анализируя ситуацию с преподаванием литературы в старших классах тогда и
теперь, понимаешь: причин такого изменения много. Одна из них - потеря интереса к изучению литературы,
предмета, призванного формировать духовно – нравственные идеалы подрастающего
поколения, воспитывать чувства гуманности, патриотизма, гражданственности.
Другая – неактуальность классно – урочной системы обучения.
Решение
выявленных проблем видится, в первую очередь, в изменении подхода к
преподаванию литературы в школе. На современном этапе школе необходимы методы
обучения, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся
в учении, развивают общеучебные умения и навыки, познавательный интерес,
реализуют принцип связи обучения с жизнью, влияя на формирование гуманной,
нравственной, граждански активной и адаптированной к современным условиям личности.
Метод
проектов – это комплексный метод обучения, в основе которого лежит развитие
познавательных и творческих интересов обучающихся. Кроме того, метод проектов
позволяет через развитие познавательного
интереса к предмету оказывать воспитательное воздействие на формирующуюся
личность.
За
примерами далеко ходить не надо. Итак, 2010 год. 11 класс. Литература. И. А.
Бунин. Рассказ «Господин из Сан – Франциско».
Произведение сложное для восприятия, неоднозначное с точки зрения
интерпретации. Чаще всего остается непрочитанным, а творчество писателя (и из –
за этого рассказа в том числе) не вызывает
интереса у большинства выпускников. Как воспримут произведение нынешние
одиннадцатиклассники? Какой нравственный
урок извлекут для себя? На первом
занятии, выявляя первичное восприятие, приходится слышать: «Впечатление от
рассказа тяжелое. Ничего не понятно. Сначала какой – то человек без имени,
потом какой - то Лоренцо, а в конце
откуда – то появляется Дьявол. Полная ерунда. Для чего писал?.. Что хотел
сказать?..» или «А я вообще до конца не дочитал – скучно». Проблема,
действительно, серьезная. Как же сделать так, чтобы рассказ был не только
прочитан, но и возымел максимальное воспитательное воздействие на
учащихся? А что если в ходе анализа произведения подвести учащихся
к мысли о выполнении проекта «Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан
– Франциско»? Что получится, если
создать ситуацию, при которой каждый ученик
будет вынужден включиться в работу?
Метод проектов как раз и предполагает вовлечение в исследовательскую,
творческую или практическую деятельности каждого обучающегося. Тема проекта не
предполагает длительной работы, поэтому на его выполнение было отведено два
урока.
1
урок. Организационный.
Анализ
материалов учебника – практикума
(Русская литература ХХ века. 11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учебник
практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. – 6 – е изд. - М.: Мнемозина, 2004. – С. 136 –
138.), позволил построить работу над рассказом таким образом, что к концу
занятия учащиеся не только начали
понимать смысл всех символических образов, но и пришли к мысли о
необходимости создать словарик, который
бы помог другим читателям разобраться в глубине и масштабности бунинского
шедевра. Так был пройден первый этап работы над проектом: выявлена социально
значимая практическая задача (проблема), определен тип проекта (практико –
ориентированный) и обозначен конкретный результат (продукт проектной
деятельности). Цель своего проекта учащиеся сформулировали так: создание
«Словаря символов» к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско». Для
достижения цели были определены следующие задачи:
ü перечитать
рассказ;
ü собрать
и систематизировать символические образы;
ü изучить
критическую литературу по проблеме «Роль символов в рассказе И. А. Бунина
«Господин из Сан – Франциско»;
ü дать
толкование каждому образу в соответствии с толкованием литературных критиков и
собственным восприятием;
ü изучить
структуру литературоведческого словаря;
ü написать
аннотацию, статью «От авторов», словарные статьи для каждого «символа»;
ü изучить
материал по оформлению и дизайну;
ü выбрать
стиль, отвечающий идейному содержанию рассказа;
ü оформить
словарь.
В ходе обсуждения формы словаря
мнения учеников разошлись. Одни считали, что словарь должен выглядеть как
обычная книга. Другие предлагали форму буклета, который одновременно выполнял
бы функции закладки в томике произведений И. А. Бунина. Третьи были убеждены,
что словарь должен быть доступен широкому кругу читателей и поэтому предложили
оформить его в виде мультимедийной презентации и разместить на школьном
сайте в рубрике «Информация для
учащихся». В ходе дискуссии было решено реализовать каждый из предложенных вариантов. Так учащиеся разделились на группы
и продолжили работу над проектом дома.
2
урок. Защита проекта (презентация продукта проектной деятельности). Оценка
результатов. Рефлексия.
Защита проекта состоялась на открытом
уроке, куда были приглашены ученики 9 – 10 классов, еще не читавшие произведение.
Они же оценивали каждое выступление (презентацию словаря) с практической
точки зрения, с точки зрения будущих читателей. Очень удобным был признан
словарь – книга: традиционно, понятно, привычно в обиходе. Словарь в форме
буклета – закладки нашел одобрение преимущественно у
систематически и много читающих учеников. Словарь – презентация вызвал
бурю оваций среди поклонников интернета: дизайн, звук, мультимедиа – эффекты и
широкая доступность. Таким образом, положительная оценка аудитории позволяет
судить о том, что проект состоялся.
Проект, действительно, состоялся. А что
же в конечном итоге? А в конечном итоге
получилось три оригинально выполненных наглядных пособия по изучению рассказа
И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско». Кроме того, сочинения, написанные на этапе «Рефлексия»,
показали, что: во – первых, рассказ И. А. Бунина прочитан до конца и достаточно
вдумчиво; во – вторых, более половины учащихся после повторного прочтения
произведения поняли, что «Господин из Сан – Франциско» - это размышление И. А.
Бунина о сложном драматическом взаимодействии социального и природно –
космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на
господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной – той
красоте, которую, как пишет Бунин в рассказе, «бессильно выразить человеческое
слово» [1].
Конечно, не все аспекты содержательности
учащиеся смогли понять или хотя бы
почувствовать. Но все – таки проект помог заинтересовать старшеклассников
творчеством И. А. Бунина, рассказ затронул своей глубиной даже самых
равнодушных и пассивных учеников. «Не ожидал от себя!.. Рассказ прочитал и, по
– моему, понял, что старик Лоренцо и абруццские горцы – это символ настоящего
человеческого счастья. Ведь только гармония с природой и вера в Бога делают
человека счастливым. Громадный Дьявол, «как утес», - это не только символ зла, царящего в
человеческой жизни, но и символ Истины. Сколько не обманывай, сколько не греши
– все равно в час расплаты предстанешь перед Истиной. Только для одного Истина
явится в образе Матери Божией и сына ее
Иисуса Христа, а для другого, как для господина из Сан – Франциско, - в образе Дьявола – утеса»,
- такие откровения можно было прочитать
в сочинениях, написанных после выполнения проекта.
Подведем итоги. Все ли проблемы,
связанные с преподаванием литературы в школе решены? Конечно, нет. Все ли учащиеся отдельно
взятого 11 класса после работы над проектом
прониклись интересом к изучению литературы. Конечно, нет. Повысился ли
познавательный интерес к изучению творчества И. А. Бунина? Да. Анкетирование, проведенное после выполнения
проекта, показало, что 75 % учащихся 11 класса заинтересовалось
творчеством писателя. А это уже
конкретный результат.
Вода камень точит. Учитель не вода.
Ученик не камень. Но все же стремление учителя пробудить и развить
познавательный интерес учащихся через
использование в образовательном процессе современных активных методов обучения
позволяет сделать опыт деятельности обучающихся их бесценным достоянием,
которое соединяет в себе интерес, знания, умения, компетенции и ценности. С этой точки зрения проектный метод обучения
достаточно универсален и может быть использован не только на уроках, но и во
внеклассной работе по любому предмету. Кроме того, метод проектов открывает
большие возможности для организации индивидуальной и групповой работы с
одаренными детьми.
Список
литературы
1.
Бунин, И. А., Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа: Вече, 2002, - 329 с.
<<Назад
|
Категория: Мои статьи | Добавил: ВИрина (01.02.2011)
|
Просмотров: 1702
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|