Категории раздела

Мои статьи [4]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 10.07.2025, 04:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Печатные » Мои статьи

Развитие познавательного интереса
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках литературы через внедрение проектного метода обучения
     Не будет сильным преувеличением, если сказать, что традиционная классно – урочная система обучения очень удобна для большинства учителей своей определенностью, четкостью и организованностью. Удобна такая система и для подавляющего большинства обучающихся: получил задание – выполнил – ответил – есть положительная отметка – нет проблем – аттестат обеспечен. Опыт показывает, что школьная жизнь в таком ритме постепенно притупляет у учащихся интерес не только к изучению отдельных предметов, но и к обучению в целом. К сожалению, сейчас можно услышать от учеников 10 – 11 классов и такие высказывания: «А зачем учить историю, биологию, читать «Войну и мир», «Тихий Дон»? Мне нужен аттестат и высокий балл на ЕГЭ по обществознанию, чтобы поступить на отделение «Бизнес и сервис» в Бел ГУ». Получается, что новая система государственной итоговой аттестации и система поступления в вузы в некоторой степени тоже подрывает интерес обучающихся к изучению большинства школьных предметов. Обучение превращается из многоаспектного в однобокое и прагматичное. Что уж тут говорить об уроках литературы в старших классах. Тратить время на прочтение «Господина из Сан - Франциско» И. А. Бунина или «Гранатового браслета» А. И. Куприна становится бесполезным и глупым занятием, по мнению довольно значительной части выпускников. Многие учителя литературы сетуют, что старшеклассники в большинстве своем к 9 классу перестают читать художественную литературу вообще. А родители удивляются, почему их добрый, ласковый ребенок вдруг проявляет равнодушие, черствость, агрессивность. Переходный возраст?.. И да - и нет. Сравнивая современных подростков с подростками начала 80 – х гг. прошлого века и анализируя ситуацию с преподаванием литературы в старших классах тогда и теперь, понимаешь:  причин такого изменения  много. Одна из них -  потеря интереса к изучению литературы, предмета, призванного формировать духовно – нравственные идеалы подрастающего поколения, воспитывать чувства гуманности, патриотизма, гражданственности. Другая – неактуальность классно – урочной системы обучения. Решение выявленных проблем видится, в первую очередь, в изменении подхода к преподаванию литературы в школе. На современном этапе школе необходимы методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении, развивают общеучебные умения и навыки, познавательный интерес, реализуют принцип связи обучения с жизнью, влияя на формирование гуманной, нравственной, граждански активной и адаптированной к современным условиям  личности. Метод проектов – это комплексный метод обучения, в основе которого лежит развитие познавательных и творческих интересов обучающихся. Кроме того, метод проектов позволяет через  развитие познавательного интереса к предмету оказывать воспитательное воздействие на формирующуюся личность. За примерами далеко ходить не надо. Итак, 2010 год. 11 класс. Литература. И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан – Франциско».  Произведение сложное для восприятия, неоднозначное с точки зрения интерпретации. Чаще всего остается непрочитанным, а творчество писателя (и из – за этого рассказа  в том числе)  не вызывает  интереса у большинства выпускников. Как воспримут произведение нынешние одиннадцатиклассники?  Какой нравственный урок извлекут для себя?  На первом занятии, выявляя первичное восприятие, приходится слышать: «Впечатление от рассказа тяжелое. Ничего не понятно. Сначала какой – то человек без имени, потом какой  - то Лоренцо, а в конце откуда – то появляется Дьявол. Полная ерунда. Для чего писал?.. Что хотел сказать?..» или «А я вообще до конца не дочитал – скучно». Проблема, действительно, серьезная. Как же сделать так, чтобы рассказ был не только прочитан, но и возымел максимальное воспитательное воздействие на учащихся?  А что если  в ходе анализа произведения подвести учащихся к мысли о выполнении проекта «Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»?  Что получится, если создать ситуацию, при которой каждый ученик  будет вынужден включиться в работу?   Метод проектов как раз и предполагает вовлечение в исследовательскую, творческую или практическую деятельности каждого обучающегося. Тема проекта не предполагает длительной работы, поэтому на его выполнение было отведено два урока. 1 урок. Организационный. Анализ материалов учебника – практикума  (Русская литература ХХ века. 11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учебник практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. –  6 – е изд. - М.: Мнемозина, 2004. – С. 136 – 138.), позволил построить работу над рассказом таким образом, что к концу занятия учащиеся не только начали  понимать смысл всех символических образов, но и пришли к мысли о необходимости создать словарик,  который бы помог другим читателям разобраться в глубине и масштабности бунинского шедевра. Так был пройден первый этап работы над проектом: выявлена социально значимая практическая задача (проблема), определен тип проекта (практико – ориентированный) и обозначен конкретный результат (продукт проектной деятельности). Цель своего проекта учащиеся сформулировали так: создание «Словаря символов» к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско». Для достижения цели были определены следующие задачи: ü перечитать рассказ; ü собрать и систематизировать символические образы; ü изучить критическую литературу по проблеме «Роль символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»; ü дать толкование каждому образу в соответствии с толкованием литературных критиков и собственным восприятием; ü изучить структуру литературоведческого словаря; ü написать аннотацию, статью «От авторов», словарные статьи для каждого «символа»; ü изучить материал по оформлению и дизайну; ü выбрать стиль, отвечающий идейному содержанию рассказа; ü оформить словарь.            В ходе обсуждения формы словаря мнения учеников разошлись. Одни считали, что словарь должен выглядеть как обычная книга. Другие предлагали форму буклета, который одновременно выполнял бы функции закладки в томике произведений И. А. Бунина. Третьи были убеждены, что словарь должен быть доступен широкому кругу читателей и поэтому предложили оформить его в виде мультимедийной презентации и разместить на школьном сайте  в рубрике «Информация для учащихся». В ходе дискуссии было решено реализовать каждый из предложенных  вариантов. Так учащиеся разделились на группы и продолжили работу над проектом дома.   2 урок. Защита проекта (презентация продукта проектной деятельности). Оценка результатов. Рефлексия. Защита проекта состоялась на открытом уроке, куда были приглашены ученики 9 – 10 классов, еще не читавшие  произведение.  Они же оценивали каждое выступление (презентацию словаря) с практической точки зрения, с точки зрения будущих читателей. Очень удобным был признан словарь – книга: традиционно, понятно, привычно в обиходе. Словарь в форме буклета – закладки нашел одобрение преимущественно  у  систематически и много читающих учеников. Словарь – презентация вызвал бурю оваций среди поклонников интернета: дизайн, звук, мультимедиа – эффекты и широкая доступность. Таким образом, положительная оценка аудитории позволяет судить о том, что проект состоялся. Проект, действительно, состоялся. А что же  в конечном итоге? А в конечном итоге получилось три оригинально выполненных наглядных пособия по изучению рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско». Кроме того,  сочинения, написанные на этапе «Рефлексия», показали, что: во – первых, рассказ И. А. Бунина прочитан до конца и достаточно вдумчиво; во – вторых, более половины учащихся после повторного прочтения произведения поняли, что «Господин из Сан – Франциско» - это размышление И. А. Бунина о сложном драматическом взаимодействии социального и природно – космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной – той красоте, которую, как пишет Бунин в рассказе, «бессильно выразить человеческое слово» [1]. Конечно, не все аспекты содержательности учащиеся смогли  понять или хотя бы почувствовать. Но все – таки проект помог заинтересовать старшеклассников творчеством  И. А. Бунина,  рассказ затронул своей глубиной даже самых равнодушных и пассивных учеников. «Не ожидал от себя!.. Рассказ прочитал и, по – моему, понял, что старик Лоренцо и абруццские горцы – это символ настоящего человеческого счастья. Ведь только гармония с природой и вера в Бога делают человека счастливым. Громадный Дьявол, «как утес»,  - это не только символ зла, царящего в человеческой жизни, но и символ Истины. Сколько не обманывай, сколько не греши – все равно в час расплаты предстанешь перед Истиной. Только для одного Истина явится в образе Матери Божией и  сына ее Иисуса Христа, а для другого, как для господина из  Сан – Франциско, - в образе Дьявола – утеса», - такие откровения можно было прочитать  в сочинениях, написанных после выполнения проекта. Подведем итоги. Все ли проблемы, связанные с преподаванием литературы в школе решены?  Конечно, нет. Все ли учащиеся отдельно взятого 11 класса после работы над проектом  прониклись интересом к изучению литературы. Конечно, нет. Повысился ли познавательный интерес к изучению творчества И. А. Бунина?  Да. Анкетирование, проведенное после выполнения проекта, показало, что 75 % учащихся 11 класса заинтересовалось творчеством  писателя. А это уже конкретный результат. Вода камень точит. Учитель не вода. Ученик не камень. Но все же стремление учителя пробудить и развить познавательный интерес учащихся  через использование в образовательном процессе современных активных методов обучения позволяет сделать опыт деятельности обучающихся их бесценным достоянием, которое соединяет в себе интерес, знания, умения, компетенции и ценности.  С этой точки зрения проектный метод обучения достаточно универсален и может быть использован не только на уроках, но и во внеклассной работе по любому предмету. Кроме того, метод проектов открывает большие возможности для организации индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми.   Список литературы 1. Бунин, И. А., Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа: Вече, 2002, - 329 с.

<<Назад
Категория: Мои статьи | Добавил: ВИрина (01.02.2011)
Просмотров: 1702 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025