Категории раздела

Литература [10]
Русский язык [3]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 20.07.2025, 06:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Уроки » Литература

Стихотворения в прозе ч.3

«Карта» жанров

 

Жанр

 

 

Признаки жанра

Поэзия (стихотворение)

Проза (рассказ)

Проза + поэзия

(стихотворение в прозе)

Метр

+

-

-

Ритм

+

-

-

Рифма

+

-

-

Способ размещения на листе

Строфы (все строки – красные)

Сплошной текст

Членение на мелкие абзацы, подобные строфам

Объем

Небольшой

Небольшой

Небольшой

Выражение мысли

Краткость

Развернутость

Краткость

Наличие сюжета

Сюжет отсутствует

Сюжет есть (изображена цепь событий / одно событие, имеющее начало и конец)

Бессюжетная композиция или

Сюжет подчинен выражению одной мысли, одного переживания.

Наличие лирического героя

Лирический герой («Я») есть

Лирический герой («Я») отсутствует, есть герой конкретный

Лирический герой («Я») есть

Значение слова

многозначность

Сужение смысла до одного

многозначность

Задача слова

Передать мысли, чувства, переживания

Передать сюжет, вызвать представление

Передать мысли, чувства, переживания Выразить какую – то  одну мысль, одно переживание, нарисовать (создать) один образ. Установка на выражение субъективного представления.

Возможность пересказа

Пересказ не возможен

Пересказ возможен

Пересказ не возможен

Специфика повествования

Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность

Изображение речи персонажей, диалогичность

Слово автора тождественно речи лирического «Я».

 

         5. Защита проекта.

 Устный ответ на проблемный вопрос (сочинение – рассуждение).

        

Примерный ответ группы «Стихотворения в прозе».

         Произведение И. С. Тургенева «Воробей» является стихотворением в прозе.

         Во – первых, это небольшое по объему, расчлененное на мелкие абзацы, подобные строфам, лирическое произведение в прозаической форме.

Во – вторых, для произведения характерна повышенная эмоциональность, есть лирический герой, слово автора тождественно речи лирического «Я».

В – третьих, сюжет подчинен выражению одной мысли: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Главная мысль выражена емко  и лаконично в самом конце произведения, напоминает мораль.

Следовательно, это произведение является стихотворением в прозе.

 

 

VIII. Этап обобщения и систематизации знаний.

 

Учащиеся под руководством учителя строят «дерево темы».

 

 

Лиризм

С

Т

И

Х

О

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Я

 

В

 

 

П

Р

О

З

Е

 

Выражение субъективного впечатления

 

 

Повышенная эмоциональность

 

 

 

 

Емкость, лаконичность

мысли

 

 

 

Изображение речи персонажей

 

 

 

 

Слово автора

тождественно речи лирического героя

 

 

Бессюжетность

 

 

 

 

Прозаичность

 

 

 

Сплошной текст

Небольшой объем

 

 

 

 

Отсутствие

 

метра

ритма

 

рифмы






 

 

 

               IХ. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

  Составление и обсуждение синквейна.

 

Примерный вариант:

произведения

прозаические             бессюжетные

                                создают           выражают              не имеют

                                             (один образ)   (одну мысль, одно чувство)    (метра, ритма, рифмы)

стихотворения в прозе

 

Х. Этап коррекции знаний и способов действий.

 

Тест.

1.     Стихотворения в прозе – это ________________________ произведения, характеризующиеся наличием __________________, _____________ объемом, ______________ ролью сюжета или же полным ______________, подчиненностью всего произведения выражению какой – то одной ________, одного ______________ , одного _________.

 

2. Новый для русской лите­ратуры жанр произведений — стихотворения в прозе – создал:

а) И. А. Бунин

б) А. И. Солженицын

в) И. С. Тургенев

 

2.     Первый сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева вышел в:

а) 1882 г.

б) 1927 г.

в) 1930 г.

 

3.     Первый сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенев назвал:

а) «Записки охотника»

б) «Стихотворения в прозе».

в) «Последняя поэма»

 

4.     Надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, кото­рые выпали не его долю, выражается в стихотворении:

а) «Два богача»

б) «Русский язык»

в) «Щи»

 

5.     Произведение И. С. Тургенева «Воробей»:

а) рассказ

б) стихотворение

в) стихотворение в прозе

 

6. «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Эти строки взяты из стихотворения в прозе:

а) «Щи»

б) «Два богача»

в) «Воробей»

 

7. «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и кото­рое - нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Эти слова принадлежат:

а) француз­скому профессору А. Мазону

б) критику и писателю М.М. Стасюлевичу

в) И. С. Тургеневу

 

ХI. Этап информации о домашнем задании.

Учитель предлагает дифференцированные  задания:

1. Прочитать стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю. П. Вревской». Определить специфические черты жанра.

2. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».

3. Нарисовать обложку к сборнику «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева.

4. Написать обращение «К читателю» для сборника «Стихотворения в прозе».

 

ХII. Этап подведения итогов занятия.

 

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

 

ХIII. Рефлексия.

 

         Учитель: Наш литературный паровозик благополучно добрался до конечной станции. Хотелось бы узнать, как вы чувствовали себя, с каким настроением «путешествовали», довольны ли собой, комфортно ли было работать в группах, какие затруднения были в общении, достигли ли мы цели, как преодолеть возникшие проблемы?  Попробуйте закончить одно из предложений:

 

«Я»

Я чувствовал себя…

Я работал с ……. … настроением.

Я доволен / не доволен собой.

 

«МЫ»

Мне ………было работать в группе.

В общении с……… возникли затруднения.

 

«ДЕЛО»

Мы ……… цели учения.

У нас ………. затруднения.

Возникшие учебные проблемы ………преодолеть……….

 

Литература

1. Золотарева, И. В., Аникина. С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005. С. 142 – 146.

 

2. Литература. Начальный курс. 7 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1 / Под ред. Г. И. Беленького. – 2 – е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2001. С. 204 – 211.

 

3. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – Под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2006.

 

4. Тургенев, И. С.Вешние воды: Повести. Стихотворения в прозе. – К.: Рад. шк., 1988.

 

5. Якушин, Н. И., Ордынский, Г. Ф. Жизнь и творчество И. С. Тургенева: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке  – М.: Дет. лит., 1988. С. 18 – 19.

Категория: Литература | Добавил: ВИрина (07.06.2011)
Просмотров: 4541 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025