«Карта» жанров
Жанр
Признаки
жанра
|
Поэзия (стихотворение)
|
Проза (рассказ)
|
Проза + поэзия
(стихотворение в прозе)
|
Метр
|
+
|
-
|
-
|
Ритм
|
+
|
-
|
-
|
Рифма
|
+
|
-
|
-
|
Способ размещения на листе
|
Строфы (все строки – красные)
|
Сплошной текст
|
Членение на мелкие абзацы, подобные строфам
|
Объем
|
Небольшой
|
Небольшой
|
Небольшой
|
Выражение мысли
|
Краткость
|
Развернутость
|
Краткость
|
Наличие сюжета
|
Сюжет отсутствует
|
Сюжет есть (изображена цепь
событий / одно событие, имеющее начало и конец)
|
Бессюжетная композиция или
Сюжет подчинен выражению одной мысли, одного переживания.
|
Наличие лирического героя
|
Лирический герой («Я») есть
|
Лирический герой («Я»)
отсутствует, есть герой конкретный
|
Лирический герой («Я») есть
|
Значение слова
|
многозначность
|
Сужение смысла до одного
|
многозначность
|
Задача слова
|
Передать мысли, чувства, переживания
|
Передать сюжет, вызвать
представление
|
Передать мысли, чувства, переживания Выразить какую – то
одну мысль, одно переживание, нарисовать (создать) один образ.
Установка на выражение субъективного представления.
|
Возможность пересказа
|
Пересказ не возможен
|
Пересказ возможен
|
Пересказ не возможен
|
Специфика повествования
|
Слово автора тождественно речи персонажей,
монологичность
|
Изображение речи
персонажей, диалогичность
|
Слово автора тождественно речи лирического «Я».
|
5. Защита проекта.
Устный ответ на проблемный вопрос (сочинение –
рассуждение).
Примерный ответ группы «Стихотворения в
прозе».
Произведение И. С. Тургенева «Воробей»
является стихотворением в прозе.
Во – первых, это небольшое по объему,
расчлененное на мелкие абзацы, подобные строфам, лирическое произведение в
прозаической форме.
Во – вторых, для произведения характерна повышенная
эмоциональность, есть лирический герой, слово автора тождественно речи
лирического «Я».
В – третьих, сюжет подчинен выражению одной мысли:
«Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и
движется жизнь». Главная мысль выражена емко
и лаконично в самом конце произведения, напоминает мораль.
Следовательно, это произведение является
стихотворением в прозе.
VIII. Этап
обобщения и систематизации знаний.
Учащиеся
под руководством учителя строят «дерево темы».
Лиризм
|
С
Т
И
Х
О
Т
В
О
Р
Е
Н
И
Я
В
П
Р
О
З
Е
|
Выражение субъективного
впечатления
|
Повышенная эмоциональность
|
Емкость, лаконичность
мысли
|
Изображение речи персонажей
|
Слово автора
тождественно речи
лирического героя
|
Бессюжетность
|
Прозаичность
|
Сплошной текст
|
Небольшой объем
|
Отсутствие
|
метра
|
ритма
|
рифмы
|
|
|
|
|
|
IХ. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов
действий.
Составление и
обсуждение синквейна.
Примерный вариант:
произведения
прозаические бессюжетные
создают выражают не имеют
(один образ) (одну мысль, одно
чувство) (метра, ритма, рифмы)
стихотворения
в прозе
Х. Этап
коррекции знаний и способов действий.
Тест.
1.
Стихотворения в
прозе – это ________________________ произведения, характеризующиеся наличием
__________________, _____________ объемом, ______________ ролью сюжета или же
полным ______________, подчиненностью всего произведения выражению какой – то
одной ________, одного ______________ , одного _________.
2. Новый
для русской литературы
жанр произведений — стихотворения в прозе – создал:
а) И.
А. Бунин
б) А.
И. Солженицын
в) И.
С. Тургенев
2.
Первый сборник
стихотворений в прозе И. С. Тургенева вышел в:
а) 1882 г.
б) 1927 г.
в) 1930 г.
3.
Первый сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенев назвал:
а)
«Записки охотника»
б) «Стихотворения в прозе».
в) «Последняя поэма»
4. Надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с
испытаниями, которые выпали не его долю, выражается в стихотворении:
а) «Два
богача»
б)
«Русский язык»
в) «Щи»
5.
Произведение И. С. Тургенева «Воробей»:
а)
рассказ
б)
стихотворение
в)
стихотворение в прозе
6. «Любовь…сильнее
смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Эти
строки взяты из стихотворения в прозе:
а) «Щи»
б) «Два богача»
в) «Воробей»
7.
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,
скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня
одно, завтра другое; и которое - нибудь из
них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Эти слова принадлежат:
а) французскому
профессору А. Мазону
б) критику и писателю М.М. Стасюлевичу
в) И. С. Тургеневу
ХI. Этап информации о домашнем задании.
Учитель предлагает дифференцированные задания:
1.
Прочитать стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.
П. Вревской». Определить специфические черты жанра.
2.
Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».
3.
Нарисовать обложку к сборнику «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева.
4.
Написать обращение «К читателю» для сборника «Стихотворения в прозе».
ХII. Этап подведения итогов занятия.
Учитель
оценивает работу класса и отдельных учащихся.
ХIII. Рефлексия.
Учитель: Наш литературный паровозик
благополучно добрался до конечной станции. Хотелось бы узнать, как вы
чувствовали себя, с каким настроением «путешествовали», довольны ли собой, комфортно
ли было работать в группах, какие затруднения были в общении, достигли ли мы
цели, как преодолеть возникшие проблемы?
Попробуйте закончить одно из предложений:
«Я»
Я чувствовал себя…
Я работал с ……. …
настроением.
Я доволен / не доволен собой.
«МЫ»
Мне ………было работать в
группе.
В общении с……… возникли
затруднения.
«ДЕЛО»
Мы ……… цели учения.
У нас ………. затруднения.
Возникшие учебные проблемы
………преодолеть……….
Литература
1. Золотарева, И. В.,
Аникина. С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
С. 142 – 146.
2.
Литература. Начальный курс. 7 кл.: Учебник – хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1 / Под ред. Г. И. Беленького.
– 2 – е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2001. С. 204 – 211.
3.
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. –
Под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2006.
4.
Тургенев, И. С.Вешние воды: Повести. Стихотворения в прозе. – К.: Рад. шк.,
1988.
5. Якушин, Н. И., Ордынский,
Г. Ф. Жизнь и творчество И. С. Тургенева: Материалы для выставки в школе и
детской библиотеке – М.: Дет. лит.,
1988. С. 18 – 19.
|