Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И
САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
О
важности информации, полученной в процессе учебного исследования, Рубинштейн С.
Л. писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь
усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для
человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно
владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом» [1, 34].
Следовательно, чтобы школьники «доподлинно» овладели определенными знаниями, их необходимо научить «добывать»
эти знания «собственным трудом». Одной из современных технологий,
способствующих формированию познавательной самостоятельности и самоорганизации
учащихся, является технология проектного обучения.
Технология
проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, однако
отличается от нее тем, что деятельность учащихся направлена на конкретный
результат и его публичную презентацию.
Проектная
деятельность может осуществляться как на
учебном, так и на внеучебном материале.
В процессе работы над проектом учащиеся выполняют учебную, творческую,
исследовательскую и др. виды деятельности. В современной педагогике проектное
обучение используется наряду с систематическим предметным обучением.
Что же представляет собой современный
учебный проект? Проект, как и всякая
технология, предполагает структурирование деятельности: подготовка (определение
темы и целей проекта, подбор рабочей группы), планирование (определение
источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа
информации, определения способа представления результатов, установление
критериев оценки результатов проекта, распределение задач между членами рабочей
группы), исследование (сбор и обработка полученной информации), выводы (анализ
информации, формулирование выводов), презентация проекта, оценка результатов проекта (рефлексия).
На первый взгляд может показаться, что
структура проекта напоминает этапы написания реферата, а по сути своей является
алгоритмом любой интеллектуальной деятельности. Отличительная особенность
проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планировании
деятельности и на самостоятельности деятельности ученика. Самостоятельность
касается и постановки целей и задач, и
принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта.
Известно, что проектная технология
достаточно хорошо адаптирована к изучению иностранных языков, предметов
естественного цикла. Возникает вопрос, а возможно ли применение проектной
технологии при изучении литературы?
Опыт российских учителей - словесников (Н. А. Борисенко, Р.
В. Якименко и др.) доказывает, что технология проектного обучения открывает
широкие перспективы перед любителями русской словесности.
Рассмотрим использование данной
технологии на примере работы над исследовательским проектом в 9 классе по теме
«Белгородская тропа Пушкина». Проектная деятельность учащихся в данном
случае осуществлялась как на учебном, так и на внеучебном материале.
Подготовка
(постановка проблемы, выдвижение гипотез, деление на группы). Тема будущего
проекта родилась в процессе изучения биографии поэта А. С. Пушкина.
Рассматривая генеалогическое дерево рода Пушкиных, знакомясь с комментариями,
учащиеся обратили внимание на тот факт, что судьба многих предков знаменитого
поэта так или иначе связана с Белгородчиной. В ходе обсуждения «нечаянного
открытия» родилась идея изучить проблему связи Пушкина с Белгородской землей
более детально. Анализ выдвинутых гипотез позволил определить следующие
направления исследовательской деятельности: «Предки А. С. Пушкина на Белгородчине»,
«Знаменитые белгородцы – друзья Пушкина», «Белгородцы – пушкинисты». В
соответствии с выбранными направлениями исследования были сформированы рабочие
группы по интересам.
Планирование
(работа в группах). Самостоятельная работа над проектом началась с
планирования. Каждая рабочая группа самостоятельно составила свой план:
определила направление деятельности каждого члена группы, наметила примерные
сроки исполнения и предполагаемый результат.
Исследование
(работа в группах или индивидуальная работа). Каждый участник проекта
самостоятельно изучал литературу по узкой проблеме, самостоятельно анализировал
собранную информацию, отбирал из общей массы только необходимую для ответа
на свой проблемный вопрос,
самостоятельно готовил отчет о проделанной работе, самостоятельно определял
форму отчета (буклет, компьютерная презентация, реферат, таблица, схема,
иллюстрированный альбом с комментариями и т.п.).
Выводы.
Итоги индивидуальной (самостоятельной) исследовательской деятельности
обсуждались в каждой группе отдельно во внеурочное время на координационном
совете, где учитель выступал в роли координатора, консультанта, помощника.
Когда по каждому направлению проекта
была собрана и обработана информация, сделаны общие выводы, выбраны формы
презентации, было назначено время и место публичной презентации проекта. В
данном случае защита (презентация) проекта
состоялась на итоговом уроке по творчеству А. С. Пушкина.
Презентация.
Форму презентации проекта «Белгородская тропа Пушкина» учащиеся определили
также самостоятельно еще на этапе планирования. Было решено, что целесообразно
провести конференцию, где каждая группа получит возможность не только
рассказать о результатах проведенного исследования, но и представит продукт
проектной деятельности, имеющий практическую значимость (буклеты, компьютерные
презентации, газеты, рефераты, таблицы, схемы, иллюстрированные альбомы с комментариями
и т.п.).
Оценка результатов (рефлексия). На данном этапе
учащиеся самостоятельно по критериям,
разработанным при планировании исследовательской деятельности, оценили
выполненный проект. Оценка процесса работы над проектом, пожалуй, самый важный
этап проектной деятельности, т. к. это возможность для учащихся самостоятельно
оценить, насколько хорошо они использовали свое время, насколько успешными они
были на каждой стадии выполнения проекта, насколько удачно была выбрана форма
продукта проектной деятельности, насколько оригинально прошла презентация
проекта. Рефлексия (подробный анализ самостоятельной деятельности) способствует
формированию навыков самоорганизации.
Казалось бы, тема приведенного проекта
выходит за рамки программы по литературе. Да, это так. Но на самом деле, работая над проектом,
девятиклассники более глубоко погрузились в программную тему «Жизнь и
творчество А. С. Пушкина». Более того, повысилась мотивация к изучению
творчества поэта, появился интерес к изучению литературного краеведения.
Как видим из приведенного примера,
проектная технология – это, как и любая другая педагогическая технология,
четкий алгоритм действий, строго определенный комплекс методов и приемов
обучения. Следовательно, проектная технология может быть использована и на
отдельном этапе в рамках одного урока. А при правильной организации
деятельности учащихся выполнение проекта под силу не только старшеклассникам,
но и ученикам помладше.
Подводя итог, следует отметить, что проектная деятельность заинтересовывает
учащихся только в том случае, если они знают, что их проект будет востребован.
Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся самостоятельно выявлять
потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей,
знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Гуманистический
смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими
самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в
процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека
способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является
действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.
Библиографический
список
1.
Рубинштейн, С.
Л. Основы общей
психологии. Соч. в 2 – х тт.Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. – М., 1989. С. 34.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: ВИрина (12.01.2011)
|
Просмотров: 3598
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|