Категории раздела

Мои статьи [4]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 13.07.2025, 23:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Печатные » Мои статьи

Проблема формирования навыков самоанализа и самоконтроля
Проблема  формирования навыков самоанализа и самоконтроля в процессе решения тестовых заданий на уроках русского языка сложная, достаточно новая и малоизученная, но актуальная.
С одной стороны, всем хорошо известно, что тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению процессуальному самоконтролю, помогают самостоятельно спланировать свою деятельность по овладению определёнными знаниями, умениями и навыками.
С другой стороны, бессистемная работа с тестовым материалом не только малоэффективна, но порой и абсолютно безрезультативна. Иногда приходится  слышать: «Я  прорешала  все  30  вариантов  из  сборника           Н. А. Сениной, ошибки в заданиях А 15 – А 20, В3 – В 8 как были, так и остаются. Всё это – пустая трата времени».
Как же организовать работу с тренировочными тестами, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы, чтобы процесс подготовки к государственной (итоговой) аттестации стал максимально продуктивным для всех его участников.
На протяжении последних пяти лет мне приходится работать в старших классах. Классы разные, дети разные – результаты тоже разные. Но с уверенностью могу сказать, если правильно спланировать работу каждого ученика  и добиться, чтобы эта работа действительно осуществлялась, – двоек можно избежать.
Считаю, что использование  тестовых технологий  в учебном процессе не только упрощает процесс проверки уровня сформированности знаний, умений и навыков, не только экономит время, но и позволяет, как на уроке, так и в рамках неаудиторной занятости, организовать максимально продуктивно индивидуальную работу по подготовке  учащихся к  промежуточной и  итоговой аттестации. Поэтому, начиная с 5 класса, в учебном  процессе активно использую тесты разного вида. На первых порах учу работать  по   следующему плану:
1) Прочитай все задания теста и отметь знаком «+» те из них, которые ты можешь выполнить сразу,  без специальной подготовки.
2) Отметь знаком «-» задания, над которыми ты хотел бы поработать, предварительно повторив теоретический материал.
3) Выполни задания, помеченные знаком «+», проверь себя по ключу.
4) Нашёл ошибки? Определи, какое правило нужно повторить. При затруднении обращайся за помощью к учителю.
5) Завершив работу над тестом, обобщи результаты в форме таблицы:

Знаю и умею

Не знаю, не умею

Причины возникновения трудностей и ошибок. (Какие правила необходимо повторить?)




6) Повтори правила и попробуй выполнить задания ещё раз.
Так постепенно формируются навыки самоанализа и самоконтроля. Работая по данному плану, учащиеся, при желании, могут самостоятельно проверить свои знания, умения и навыки по любому разделу, используя  при этом всевозможные  учебные пособия. Например, с этой целью можно успешно использовать  комплект пособий Малюшкина А. Б. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку» для 5 – 11 классов, пособия Миловидовой И. В. «Тесты по русскому языку»  к учебникам русского языка  для  5 – 9 классов  М. М. Разумовской, универсальные мультимедийные пособия к этим же учебникам и др..
В 8 классе план работы над тестами меняется. Изменения обусловлены, прежде всего, тем, что меняется цель. Теперь ученики не просто овладевают определёнными знаниями, умениями и навыками и получают за это отметки, они выходят на самый ответственный школьный рубеж – выпускные испытания. План работы теперь условно можно разделить на две части: диагностика и средства коррекции и оценки деятельности. Первая часть включает тематический контроль, который может быть представлен картой самоконтроля и картой самоанализа деятельности.

Рис.1. Карта самоконтроля (для 9 класса)

Ф.И. учащегося

Шевченко Никита

варианта

№ задания

Оценка своих возможностей («+» - выполнить смогу, «-» - выполнить не смогу)

Выполнение работы

1

В 1

+

сильное

В2

-


В3

+

никакой

Рис.2. Карта самоанализа деятельности

Ф.И. учащегося

Шевченко Никита

варианта

Знаю и умею

Не знаю,

не умею

План действий (какие операции, действия должен произвести, чтобы правильно выполнить задание)

1

В 1

В 2

Выучить правило о правописании чередующихся гласных в корнях слов

В3



Классификация тем соответствует плану демонстрационного варианта экзаменационной работы, если работа над тестами осуществляется в рамках неаудиторной занятости, и государственному образовательному стандарту – в рамках классно – урочной деятельности.
Во второй части плана предполагается работа с дополнительным материалом, который обязательно содержит методические рекомендации для учащихся, обобщающие таблицы и схемы, алгоритмы выполнения  заданий. Кроме того, в этой части предусматривается комплекс заданий для самостоятельной работы над отдельно взятой темой. Это могут быть карточки – вопросы, в которых помещены задания для коррекционной работы, способствующие устранению допущенных ошибок, и карточки -  ответы с пошаговым описанием выполнения задания.


Рис.3. Карточка – вопрос (для 11 класса)

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) гон..мые ветром, выдел..м основное

2) муч..мые сомнениями, трепещ..м от страха

3) невид..мые миру слёзы, поищ..м щенка

4) колебл..мые паруса, накле..м обои


Рис. 4. Карточка – ответ

План выполнения задания:

1) определяю частеречную принадлежность слов с пропущенной буквой;

2) обозначаю морфему, в которой пропущена буква;

3) если буква пропущена в безударном личном окончании глагола;

3а) определяю спряжение,

3б) в окончаниях глаголов I спряжения пишу У(Ю) – Е;

3в) в окончаниях глаголов II спряжения пишу А(Я) – И;

4) если буква пропущена в суффиксе причастия,

4 а) определяю, от глагола какого спряжения причастие образовано;

4б) если от глагола I спряжения, пишу У(Ю) – Е;

4в) если от глагола II спряжения, пишу А(Я) – И.

Образец рассуждения:

1) гон..мые (ветром). Это причастие, буква пропущена в суффиксе. Причастие гон..мые образовано от глагола II спряжения «гнать». Следовательно, в суффиксе пишу букву И.

Выдел..м (основное). Это глагол, буква пропущена в окончании. На окончание ударение не падает. Определяю спряжение: гнать - II спряжения. Следовательно, в безударном личном окончании пишу букву И.

Вывод: ответ №1 – правильный ответ.

Сначала учащийся работает с карточкой – вопросом. Затем проверяет своё решение, сверяя с «образцом», и после этого оценивает себя по системе «отлично» - «хорошо» - «удовлетворительно» - «над этой темой необходимо ещё поработать». Для фиксации учебных достижений можно завести карту учёта знаний.


Рис. 5. Карта учёта знаний (для 9 класса)

Ф. И. учащегося

Шевченко Никита

Тема

Сложносочинённое предложение

Сложноподчинённое предложение

Вариант

I

II

Задание

1

2

3

4

1

2

3

4

Результат

+

-

+

+

-

-

-

+

Оценка

% выполнения работы - 75 %

% выполнения работы - 25 %

Итог

«хорошо»

«над этой темой необходимо ещё поработать»

Оценивание  осуществляется по специально разработанным  критериям.

Рис. 6. Критерии оценивания тестовой работы

% выполнения работы

Оценка

0 % – 49 %

«над этой темой необходимо ещё поработать»

50 % - 74 %

«удовлетворительно»

75 % - 99 %

«хорошо»

100 %

«отлично»

Как видно из приведённой таблицы, требования, предъявляемые к качеству знаний, умений и навыков, довольно высокие. Однако, как показывает опыт, словесная, а не цифровая пятибалльная оценка деятельности способствует уменьшению вероятности стресса, связанного именно с процессом подготовки к ГИА или ЕГЭ.
Таким образом, план работы над тестом в 8 – 11 классах выглядит следующим образом: 
1) Внимательно изучи план тестовой работы.
2) Оцени свои возможности знаками «+» (выполнить смогу) и «-» (выполнить не смогу).
3) Выполни задания, помеченные знаком «+».
4) Проверь себя по ключу.
5) Обобщи полученный результат.
6) Спланируй свою деятельность по устранению ошибок и пробелов в знаниях.
7) Самостоятельно поработай согласно составленному плану в течение 2 – 3  дней.
Примерный план действий:
а) изучи методические рекомендации;
б) повтори теоретический материал, пользуясь обобщающими схемами и таблицами;
в) выполни тренировочные упражнения;
г) проверь себя с помощью «карточки – вопроса»  и «карточки – ответа».
8) Выполни те задания, которые при первом предъявлении теста были помечены знаком «-», и те,  в которых были допущены ошибки.
9) Проверь себя по ключу.
10) Оцени результат по предложенным критериям.
11) Подведи итоги.
Не могу утверждать, что подобная работа уже сложилась в хорошо отлаженную систему. Но то, что средний балл по русскому языку на ЕГЭ в 2011 году  составил 60, 5, позволяет предположить: путь, по которому мы шли в течение 4 лет, правильный, хотя ещё есть над чем работать.
Убеждена, самоанализ и самоконтроль  - одни из важнейших элементов учебного процесса.
При правильной организации данных видов деятельности можно:
    избежать стрессовых и конфликтных ситуаций в период промежуточной и итоговой аттестации;
    объективно оценить динамику усвоения учебного материала и действительный уровень владения знаниями, умениями и навыками;
    своевременно внести соответствующие коррективы как в план  самоподготовки, так и в организацию учебного процесса в целом.
    Кроме работы с разноуровневыми тестами для развития адекватной самооценки и чувства компетентности я стараюсь создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, я не просто ставлю отметку, а даю соответствующие пояснения, доношу свои положительные ожидания до каждого ученика, стараюсь создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Информационные  источники:
1.Педсовет.org (Материалы Новиковой Е. В., учителя химии и биологии МОУ финансово – экономический лицей № 29 г. Пензы.)

Категория: Мои статьи | Добавил: ВИрина (21.10.2011)
Просмотров: 4361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025