Тема урока: « Россию… Нам терять никак нельзя»
Тип урока: итегрированный.
Методы: словесные, наглядные, проблемно – поисковые, игровые.
Цели: показать роль художественного слова и музыки в борьбе
народа против фашизма;
воспитывать любовь к музыке, искусству,
нравственные и эстетические чувства,
чувство патриотизма;
развивать память, чувство ритма, навыки выразительного
чтения, хорового пения, сценические (артистические) навыки;
Оборудование: магнитофон, фонохрестоматия, портреты Д. Шостаковича
и А. Твардовского, русская гармонь, бутафорский
костёр, репродукция картины Ю. Непринцева « Отдых после боя».
Литература:
1. Программа по литературе под ред. Г. И. Беленького.
- Мнемозина. - 2002.
2. Программа по музыке под ред. Д. Б. Кабалевского. -
М.: Просвещение. - 1985.
3. Поэма А. Т. Твардовского « Василий Тёркин » (любое
издание).
4. Сборники песен военных лет: « День Победы ». Автор
– составитель Л.Сидельникова. - М.:
Музыка. - 1985.
5. Советская песня. - Выпуск 1. – М.: Музыка. 1985.
Оформление
класса: На доске репродукция картины Ю. Непринцева « Отдых после боя », портреты композитора и поэта, в центре
эпиграф:
От Ивана до
Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ – Россия …
… И Россию –
мать – старуху
Нам терять никак нельзя…
А. Т.
Твардовский
В центре класса бутафорский костёр, вокруг
него стулья, на одном – русская гармонь.
Основное содержание урока
Звучит Седьмая
симфония Д. Д. Шостаковича. Ученики заходят в
класс и рассаживаются по местам.
Литературовед:
Течёт река времени. Минуло уже
шестьдесят лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баринцева
до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени
с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов,
выросли новые поколения. Но
в памяти человеческой дата 22 июня 1941
года осталась не просто как роковая, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418
дней и ночей Великой Отечественной
войны нашего народа против фашистской Германии.
В
истории человечества, к сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для
Истории будет поле Куликово, Бородино,
Прохоровка. Для русского солдата – это всё родная земля, Русский человек ещё
со времён Великого князя Владимира выполнял свой долг, долг защитника отеческой земли …
Звучит музыка
Д.Д. Шостаковича.
Музыковед:
- Какое
произведение звучит сейчас на нашем уроке? Что вы знаете об истории создания
этого произведения?
Ответы учеников:
·
Это Седьмая
симфония Д.Д.Шостаковича. Этот композитор жил и творил во время Великой
Отечественной войны в блокадном Ленинграде. Всё пережитое
им отразилось в его творчестве.
·
Премьера этой
симфонии состоялась 9 августа 1942 года. В тот вечер на Ленинград обрушился
страшный артобстрел. Но в зале не было свободных мест.
·
Услышав Седьмую
симфонию, Ольга Бергольц записала о Шостаковиче: «Этот человек сильнее
Гитлера». А один из журналистов сказал следующее: «Никакой враг не победит тот
народ, который мог написать такую музыку».
Музыковед:
- А пока
давайте немного распоёмся и исполним песню о Родине « Я люблю
тебя, Россия ».
Упражнение на
дыхание:
1.
Насосики .
2.
Каратисты: сделать глубокий вдох, 3 раза резкий вдох.
Вокальные упражнения:
1.
Пропевание сочетания « зи-ё-м » с ноты «
ми ».
2.
Исполнение той же мелодии закрытым ртом
или на звуки «Ю»,
«Я» и т.д..
3. Попевка-канон «Веники – помелики».
После распевания ребята в характере все
вместе исполняют песню
« Я люблю тебя, Россия ».
Литературовед:
- Ребята,
давайте проверим домашнее задание. Из
«Толкового словаря »
С. Ожегова вы выписали значение слов Родина, отчизна.
Раскройте их лексический смысл.
Ответы
учеников:
·
Родина. 1.
Отечество, родная сторона. 2. Место рождения, происхождения кого – либо, чего –
либо. Отечество, отчизна, родина – синонимы.
Литературовед:
-
Давайте подберём однокоренные слова к слову Родина.
Род,
родители, родиться, родня, родной, родственник, родственный,
родинка,
родник, природа.
- А
что лично для вас значит слово Родина?
Какое первое слово приходит на ум, когда вы его
произносите?
-
Родина – это то место, где мы родились, любимый уголок природы, родной дом,
мама.
Музыковед:
-
Ребята, а давайте мы споём ещё одну песню о Родине, которую вы выучили к этому уроку. Из какого она
кинофильма?
-Песня «С чего начинается Родина»
была написана композитором к кинофильму о Великой Отечественной войне
«Щит и меч». В ней рассказывается о русских разведчиках, работавших в годы
войны в тылу врага. Воспоминания о
Родине помогли им выжить в чужой стране.
Ребята исполняют песню «С чего начинается Родина».
Литературовед:
- В
1941 году в наш родной дом пришла беда. Русский народ встал на защиту своих
родных, своего дома, своей Родины. Каким он был на войне? Об этом мы узнаем из
поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Что вы знаете об авторе этой поэмы?
Ответы
учеников:
·
Твардовский ушёл
на фронт на 2-й день войны. Первые годы этой поэмы появились на страницах фронтовых
газет в 1942 году, когда фашисты были под Сталинградом.
·
В дни Победы Твардовский писал, что война для многих стала
значительным периодом их жизни, подняла их духовно.
Эти люди стали совсем другими. Солдаты, воины, бойцы ощутили себя целым
народом.
Литературовед:
-
Правильно, ребята. Это самое главное. И в поэме мы прочтём:
От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы, тот народ – Россия…
..И Россию – мать – старуху
Нам терять никак нельзя…
- Ребята, кто является главным героем поэмы
Твардовского?
Ответы учеников:
·
Главный герой
поэмы боец Василий Тёркин. Это собирательный образ. Такого бойца на самом деле
не было. Он был то серьёзный, то потешный, эдакий русский чудо – человек.
Литературовед:
-
Молодцы. А теперь давайте проинсценируем отрывок из поэмы «Василий Тёркин» и
ответим на вопрос: что же бойцов на войне значила Родина?
Ребята инсценируют отрывок из поэмы «..С
первых дней годины горькой».
Отвечают на вопрос.
-
Родина для бойцов – это покой на родной земле, это родимый дом, это мать, жена, невеста.
Музыковед:
-
Правильно, ребята. Каждого бойца дома кто-то ждал. И песни, написанные на
войне, были не только о пережитых событиях, но и о тех любимых, которые ждали
солдата дома. Одну из таких песен мы сейчас и исполним.
Исполнение
песни «Огонёк».
- А
теперь давайте послушаем «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» композитора
А.Новикова, также участника Великой
Отечественной войны. Наверное, не все знают, что обозначает музыкальный
термин «ариозо». Ариозо – это маленькая ария. Вы услышите её в исполнении
Пономарь Юли, вашей одноклассницы. Ваша задача – послушать отрывок и определить
его главную мысль.
Звучит
«Ариозо матери».
Ответы
учащихся:
·
Главная мысль
заключается в том, что мать ожидает не вернувшегося с войны сына. Для матери
война продолжается до конца её дней.
·
Она ждёт сына
несмотря на то, что война уже закончилась, её
надежда умрёт вместе с ней.
Музыковед:
-
Какое настроение передаёт нам эта музыка?
Ученик:
-
Боль, тоску матери передаёт минорная мелодия. Где звучит
надежда, музыка
«светлеет», там звучит мажор.
Музыковед:
- Мы сейчас прослушали и спели
произведения о любви матери и о любви любимой девушки (жены). Чья же любовь
сильнее?
Ученик:
-
И любовь матери, и любовь невесты, и любовь жены одинаково
помогали солдату выжить и победить.
Литературовед:
-
А сейчас, ребята, я предлагаю проинсценировать ещё один отрывок из поэмы
Твардовского «Василий Тёркин». Сцена из главы «Гармонь».
Инсценировка отрывка из главы «Гармонь». После слов Тёркина:
«А ну, споём нашу любимую», - весь класс исполняет песню «Катюша» Блантера.
После песни инсценировка продолжается.
Литературовед:
И
опять увалы, взгорки,
Снег да ёлки с двух сторон…
Едет дальше Вася Тёркин –
Это был, конечно, он.
- Кто
лучше всех играл в инсценировке поэмы «Василий Тёркин»?
(Ученики
высказывают своё мнение об игре «актёров».)
Литературовед:
-
Сегодня на урок вы принесли фотографии ваших родственников, которые воевали.
Кто-то из них не вернулся, оставшись молодым навсегда. И только фотография –
единственная память о нём. Расскажите о них, пожалуйста.
Ученики
встают, по очереди называют фамилию , имя своего родственника, показывают
фотографию, если она есть, рассказывают о его судьбе.
Музыковед:
- В
честь великого подвига, в честь не вернувшихся с войны, в честь оставшихся в
живых бойцов нашей Родины давайте исполним песню «На безымянной высоте» В.
Баснера.
Литературовед:
-
В начале урока мы задались вопросом: почему не смогли фашисты победить русский
народ? Что помогло в этой страшной войне выйти победителем?
Ответы
учащихся:
·
Высокое духовное
начало – патриотизм.
·
Народ защищал
свою Родину, свой дом, родных.
·
Любовь родных и
близких помогала бойцам в Победе.
·
Высокое чувство
долга перед Родиной.
Музыковед:
- А теперь мы хотим услышать вашу оценку сегодняшнего урока.
Ребята
делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение.
|