Категории раздела

Литература [10]
Русский язык [3]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 30.07.2025, 20:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Уроки » Литература

Способы передачи чужой речи. Часть 3

5 блок. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В П.п. С ПРЕДЛОГМ О.

Что называется дополнением? Какие части речи обычно выступают в роли дополнения? С какими предлогами употребляются имена существительные в П.п.? Какую функцию выполняют в устной и письменной речи такие дополнения?

1. Реконструкция предложений.

Задание. Восстановите простые предложения с дополнением, передающим чужую речь, используя для этого подходящие по смыслу имена существительные с предлогом О. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, допущенные ошибки отметьте в диагностической карте.

А. 1) «Больной чувствует себя лучше», - сообщил дежурный врач.

2) В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…».

6 блок. ЦИТАТА.

Что называется цитатой? Какие вы знаете способы цитирования? В каком стиле речи чаще всего используется цитирование?

1. Творческая работа.

Задание. Составьте и запишите по известным вам правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, допущенные ошибки отметьте в диагностической карте.

1) Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским величавым языком. (С. Данилов)

2) … сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. (Н. Гоголь)

3) Без личного труда человек не может идти вперёд. (К. Ушинский)

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

ВАРИАНТ 2.

1 блок. ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

Что называется прямой речью? Расскажите о структуре предложения с прямой речью.

1. Выборочный диктант.

Задание. Выпишите из слов автора только глаголы «говорения» с эмоционально – окрашенными наречиями. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, отметьте допущенные ошибки в диагностической карте.

Дополнительное задание.

1. Найдите фразеологизм, объясните его лексическое значение.

*взашеи (и взашей) – грубо, толкая в шею. ♦ взашей прогонять

2. Расшифруйте схемы, объясняя постановку знаков препинания.

А «П». «П», а. «П, - а - п». «П, - а – П».

3. Графический диктант.

Задание: составьте схемы диктуемых предложений. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, допущенные ошибки отметьте в диагностической карте.

1) «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился, - сказал один генерал, - вижу, будто жи­ву я на необитаемом острове».

2) «Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

3) Другой генерал, взяв у товарища газету, прочёл сле­дующее: «Из Тулы пишут: вчерашнего дня был в здешнем клубе фестиваль».

4) «Что же мы будем делать? - продолжал он сквозь слёзы. – Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?»

5) «Спишь, лежебок! – накинулись на него. – Небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают!»

Дополнительное задание.

1. Какое предложение лишнее?

2. Найдите фразеологизм, объясните его лексическое значение.

♦ ухом не ведёшь

3. Подберите синонимы к слову ЛЕЖЕБОК.

2 блок. ДИАЛОГ.

Что такое диалог? Как ставятся знаки препинания при диалоге?

1. Редактирование текста.

Задание: запишите диалог, расставляя нужные знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, допущенные ошибки отметьте в диагностической карте.

Б. Кто ст..рожа? – спросил Дубровский// Мы батюшка, - отв..чал тонкий голос, Василиса да Лукерья// Подите по дворам, сказал им Дубровский, - вас (не) нужно// Шабаш, - промолви Архип//

(А. С. Пушкин. «Дубровский»)

3 блок. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Что называется косвенной речью? Из каких частей состоят предложения с косвенной речью? Как соединяются эти части?

1. Редактирование текста (работа над синтаксическими ошибками).

Упражнение 338, стр. 194 – 195.

Найдите ошибки, связанные с употреблением косвенной речи. Перепишите, исправляя предложения. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, отметьте допущенные ошибки в диагностической карте.

Б. 1) Бабушка укоризненно произнесла, что как вам не стыдно.

2) Директор заверил нас, что я приму решительные меры.

3) Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении билетов.

4) Ученик вспомнил и сказал, что, Марья Николаевна, я нашёл решение задачи.

4 блок. ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СО ЗНАЧЕНИЕМ ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ.

Какие синтаксические конструкции называются вводными? Для чего они служат в речи? В каком стиле речи они чаще всего используются? Как выделяются в устной речи и на письме?

1. Работа с деформированными предложениями.

Задание. Восстановите предложения с чужой речью, используя вводные слова и предложения со значением источника информации. Определите, в каком стиле речи могли быть использованы данные предложения. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, допущенные ошибки отметьте в диагностической карте.

Б. 1) Мы приближались к городу, где, …, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу.

2) …, в этой не широкой, но глубокой реке раньше было много рыбы.

3) Весна,…, будет тёплая и сухая.

Справочный материал: по словам (кого?), по преданию, по – моему, с точки зрения, слышно.

Дополнительное задание.

1. Из какого произведения приведено первое предложение? Кто автор этого произведения?

5 блок. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В П.п. С ПРЕДЛОГМ О.

Что называется дополнением? Какие части речи обычно выступают в роли дополнения? С какими предлогами употребляются имена существительные в П.п.? Какую функцию выполняют в устной и письменной речи такие дополнения?

1. Реконструкция предложений.

Задание. Восстановите простые предложения с дополнением, передающим чужую речь, используя для этого подходящие по смыслу имена существительные с предлогом О. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, допущенные ошибки отметьте в диагностической карте.

Б. 1) «Только труд всему основа, честный труд людской…» - писал М. Исаковский.

2) Очевидцы утверждали: «Несчастный случай произошёл по вине пешехода».

6 блок. ЦИТАТА.

Что называется цитатой? Какие вы знаете способы цитирования? В каком стиле речи чаще всего используется цитирование?

1. Творческая работа.

Задание. Составьте и запишите по известным вам правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты. Проверьте себя по ключу, выставьте оценку, допущенные ошибки отметьте в диагностической карте.

1) Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским величавым языком. (С. Данилов)

2) … сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. (Н. Гоголь)

3) Без личного труда человек не может идти вперёд. (К. Ушинский)

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

1 блок. ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

Что называется прямой речью? Расскажите о структуре предложения с прямой речью.

Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения.

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: из прямой речи и слов автора. Слова автора содержат глаголы говорения.

2 блок. ДИАЛОГ.

Что такое диалог? Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Диалог – вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на слова другого.

Каждая реплика записывается с новой строки, вместо кавычек перед репликой ставится тире.

3 блок. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Что называется косвенной речью? Из каких частей состоят предложения с косвенной речью? Как соединяются эти части?

Косвенная речь – это чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное от себя, от лица говорящего.

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые предложения), состоящие из двух частей, где первая часть – слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). Обе части соединены подчинительными союзами или союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАК, ГДЕ, КУДА, частицей ЛИ.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделены от неё запятой.

4 блок. ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СО ЗНАЧЕНИЕМ ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ.

Какие синтаксические конструкции называются вводными? Для чего они служат в речи? В каком стиле речи они чаще всего используются? Как выделяются в устной речи и на письме?

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. С помощью вводных конструкций можно передать чужую речь, для этого следует использовать слова со значением источника информации. Вводные слова, как и обращение, не являются членами предложения и не имеют грамматической связи ни с одним членом предложения. В устной речи выделяются интонацией водности, а в письменной – запятыми.

5 блок. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В П.п. С ПРЕДЛОГОМ О.

Что называется дополнением? Какие части речи обычно выступают в роли дополнения? С какими предлогами употребляются имена существительные в П.п.? Какую функцию выполняют в устной и письменной речи такие дополнения?

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение, отвечающее на вопросы косвенных падежей.

Имена существительные в П. п. обычно употребляются с предлогами НА, В, ПРИ, ПО, ОБ, ОБО, О. Дополнения, выраженные именем существительным в П. п., с предлогом О обычно передают чужую речь.

6 блок. ЦИТАТА.

Что называется цитатой? Какие вы знаете способы цитирования? В каком стиле речи чаще всего используется цитирование?

Цитата – это дословная выдержка из какого – либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Цитирование обычно используется в публицистическом стиле речи.

С помощью цитат также можно передать чужую речь.

Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора.

Если цитата представляет собой часть предложения, то она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

Если предложение – цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

КЛЮЧИ

1 блок. ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

1. Выборочный диктант.

Ключ:

1) ____________

2) закричал сердито.

3) прервал строго

4) сказал хладнокровно

5) ____________

6) заметил важно

7) _____________

8) провозгласив торжественно

2. Расшифруйте схемы, устно объясняя постановку знаков препинания.

Ключ:

А: «П». «П», - а. «П, - а, - п». «П, - а. – П».

3. Графический диктант.

Ключ:

1) «П, - а, - п».

2) «П!» - а.

3) А: «П».

4) «П? – а. – П?»

5) «П! - а. – П!»

2 блок. ДИАЛОГ.

1. Редактирование текста.

Ключ А: - Я слышал, - сказал я довольно некстати, - что на вашу крепость собираются напасть башкирцы.

- От кого, батюшка, ты изволил это слышать? – спросил Иван Кузьмич.

- Мне так сказывали в Оренбурге.

- Пустяки, - сказал комендант. – У нас давно ничего не слыхать.

Ключ Б: - Кто сторожа? – спросил Дубровский.

- Мы, батюшка, - отвечал тонкий голос, - Василиса да Лукерья.

- Подите по дворам, - сказал им Дубровский, - вас не нужно.

- Шабаш, - промолви Архип.

3 блок. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

1. Редактирование текста (работа над синтаксическими ошибками).

Упражнение 338, стр. 194 – 195.

Ключ А: 1) Мальчик испуганно сказал бабушке, что, он боится.

2) Я ответил, что ничего не помню.

3) Ты спрашиваешь, почему я не возвращаю тебе деньги.

4) Сотрудник милиции ответил водителю, что разберётся с ним в отделении.

Ключ Б: 1) Бабушка укоряла нас, что нам не стыдно.

2) Директор заверил нас, что примет решительные меры.

3) Начальник станции сообщил, что поможет нам в приобретении билетов.

4) Ученик вспомнил и сказал Марье Николаевне, что он нашёл решение задачи.

4 блок. ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СО ЗНАЧЕНИЕМ ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ.

1. Работа с деформированными предложениями.

Ключ А: 1) Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине.

(М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

2) В сентябре, по мнению метеорологов, ожидаются ранние заморозки.

3) Известно, экспедиция открыла в глухой сибирской тайге большие запасы нефти.

Ключ Б: 1) Мы приближались к городу, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу.

(А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

2) По преданию, в этой не широкой, но глубокой реке раньше было много рыбы.

3) Весна, по - моему, будет тёплая и сухая.

5 блок. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В П.п. С ПРЕДЛОГМ О.

1. Реконструкция предложений.

Ключ А: 1) Дежурный врач сообщил об улучшении самочувствия больного.

2) В. Г. Белинский писал о благородстве и изящной простоте пушкинского стиха.

Ключ Б: 1) М. Исаковский писал о значении труда в жизни людей.

2) Очевидцы рассуждали о причине несчастного случая.

6 блок. ЦИТАТА.

1. Творческая работа.

Ключ: 1) Якутский поэт С. Данилов писал:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским величавым языком.

2) Н. Гоголь справедливо полагал: «…сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна».

3) Известный педагог К. Ушинский подчёркивал, что «без личного труда человек не может идти вперёд»

К началу статьи

Категория: Литература | Добавил: ВИрина (01.05.2011)
Просмотров: 8066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025