Тема урока: Символы в рассказе И. А. Бунина
«Господин из Сан – Франциско».
Цели урока: I. Обучающие:
1) рефлексивная
– формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи;
2) поисковая
– формировать умение привлекать знания из различных областей для решения
поставленной задачи;
3) менеджерская
– формировать умение планировать деятельность, время, ресурсы;
4) коммуникативная
– формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс;
5) презентационная
– развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами
наглядности при выступлении;
6) научно
– практическая – совершенствовать навыки анализа литературного явления,
умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой;
применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.
II.
Развивающие:
1) развивать
ассоциативное мышление;
2)
активизировать творческую деятельность;
3) развивать
навыки работы в группе.
III.
Воспитательные:
1) воспитывать
эстетический вкус;
2)
воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина;
3)
воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его
точку зрения;
4)
воспитывать нравственность и гуманизм.
Тип урока: урок комплексного применения
знаний.
Ведущая
педагогическая технология: проектная деятельность.
Методы
проектирования:
ü метод аналогии;
ü метод ассоциации;
ü метод неологии (использование чужих идей с обязательным изменением
прототипа);
ü метод антропотехники (привязка свойств проектируемого объекта к удобству
заказчика).
Оборудование: три компьютера с колонками, экран,
проектор, портрет И. А. Бунина, плакаты с цитатами, три папки с рабочими
материалами, литературоведческие словари, текст рассказа И. А. Бунина «Господин
из Сан – Франциско», макеты словарей (брошюра, буклет, презентация).
Технологическая карта проекта
по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1-
погружение в проблему
|
Формулирует:
· проблему проекта
· сюжетную ситуацию
· цель и задачи
|
Осуществляют:
· личностное присвоение проблемы
· вживание в ситуацию
· принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи
|
2 -
организация деятельности (планирование)
|
Предлагает:
· спланировать деятельность по решению задач проекта
(установить «рабочий график»)
· при организации групповой работы - распределить
амплуа и обязанности в группах
· возможные формы представления результатов проекта
|
Осуществляют:
· планирование работы
· разбивку на группы и распределение ролей в группе
· выбор формы и способа представления информации
|
3 -
осуществление деятельности (поиск)
|
Не
участвует, но:
· консультирует по необходимости учащихся
· ненавязчиво контролирует
· ориентирует в поле необходимой информации
|
Работают
активно и самостоятельно:
· по поиску, сбору и структурированию
необходимой информации
· консультируются по необходимости
|
4 –
осуществление деятельности (продукт)
|
Не
участвует, но:
· консультирует по изготовлению и презентации продукта
проектной деятельности
|
Работают
активно и самостоятельно:
· подготавливают продукт и презентацию результатов
|
5- презентация,
самоанализ и самооценка результатов
|
Принимает
итоговый отчет:
· обобщает и резюмирует полученные результаты
· подводит итоги обучения
Оценивает
· глубину проникновения в проблему;
· привлечение знаний из других областей;
· доказательность принимаемых решений, умение
аргументировать свои заключения, выводы;
· активность каждого участника проекта в соответствии
с его индивидуальными возможностями;
· характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости
участников проекта;
· эстетику оформления результатов проведенного
проекта;
· умение отвечать на вопросы, лаконичность и
аргументированность ответов
|
Демонстрируют:
· понимание проблемы, цели и задачи
· умение планировать и осуществлять работу
· найденный способ решения проблемы
Осуществляют
· рефлексию деятельности и результатов
· взаимооценку деятельности и ее результативности
|
Ход урока
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
I этап.
Погружение в проблему.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель.
Накануне, проверяя ваши сочинения по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан –
Франциско», я прочитала в одном из них следующее: «Я не понял, о чем рассказ.
Более того, я вообще не прочитал его до конца. Почему? Скучно! Непонятно! Для
чего Бунин вдруг рассказывает о каких – то людях с волынками? Какое отношение
к сюжету имеет старый рыбак Лоренцо? И где же символы? Пароход? Почему
символ? Просто обычный пароход…»
Вот такое
сочинение. Получается, что даже после анализа рассказа не все смогли увидеть
в нем образы – символы и понять их значение. Получается, что проблема,
которую, казалось, мы решили на прошлом уроке, кое для кого, увы, так и
осталась нерешенной.
В связи с
этим предлагаю еще раз обратиться к теме «Символы в рассказе «Господин из Сан
– Франциско» с тем, чтобы попытаться как – то помочь автору сочинения.
Как по –
вашему, эта проблема решаема?
Учитель.
Согласна. Идея интересная. предлагаю реализовать ее через практико –
ориентированный проект. Во – первых, есть социально значимая проблема. Во –
вторых, есть реальный заказчик, ваш одноклассник. В – третьих, есть желание
решить проблему, т.е. выполнить заказ.
Обсудим
цель и сформулируем задачи.
|
Учащиеся.
В учебнике
на странице 138 есть задание № 5, в котором авторы предлагают составить
словарик символических образов в рассказе и объяснить их. А что если
попробовать составить такой словарь. Тем более мы уже на прошлом уроке
собрали наиболее значимые символы и дали им толкование.
Ученик.
Цель проекта: создать учебное пособие, необходимое для более
глубокого осмысления значения символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из
Сан-Франциско».
Задачи:
-собрать и
систематизировать символы, использованные писателем в рассказе;
- изучить
структуру литературоведческого словаря;
- выбрать
форму словаря;
- издать
словарь;
-
апробировать в практической деятельности.
|
II этап. Организация деятельности (планирование).
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель.
Определимся с формой словаря.
Учитель.
Вижу – мнения разделились. Предлагаю разбиться на группы по убеждениям. И раз
вы сами определили время, за 15 минут издать три словаря.
Но есть
одно условие: словарь должен полностью отвечать всем требованиям: обложка,
аннотация, статья «От авторов», слова расположены в алфавитном порядке,
каждое слово имеет словарную статью. И еще, хотелось бы, чтобы в статье «От
автора» прозвучала мысль о роли символов в рассказе «Господин из Сан –
Франциско».
Времени у
нас мало, поэтому предлагаю помощь: в папках, которые вы сейчас получите,
есть много полезного материала. Если вы сумеете им воспользоваться, то с
поставленными задачами справитесь быстрее. Кроме того, каждая группа получит
технологическую карту (алгоритм). Не отклоняйтесь от намеченного маршрута, и
поставленная цель будет достигнута.
|
Ученик 1.
Думаю, не надо изобретать велосипед. Давайте сделаем словарь в форме брошюры.
Понятно, как пользоваться, привычно.
Ученик 2.
Лучше в форме буклета: можно использовать как закладку. Читаешь рассказ и
сразу смотришь в словарь.
Ученик 3.
А если я, к примеру, буду читать рассказ не по книге, а в Интернете? Нет,
лучше веб – сайт или мультимедийная презентация. Веб – сайт долго делать.
Презентацию можно сделать за 15 минут.
Учащиеся
самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы,
работают с раздаточным материалом.
|
*** Работа со слабыми учащимися.
Учитель. Пока проектные группы заняты делом, предлагаю вам самостоятельно
поработать над тестом. Тест первого уровня сложности, с выбором правильного
ответа. На выполнение теста – 15 минут. (Приложение 1.)
III этап. Осуществление деятельности
(поиск).
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель
консультирует. Контролирует время.
|
Учащиеся
самостоятельно выбирают макет будущего словаря, пишут аннотацию, статью «От
автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы –
символы, работают в программах Microsoft Office Power Point, Microsoft Office
Publisher.
|
IV этап. Осуществление деятельности (продукт).
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель
консультирует. Контролирует время.
|
Учащиеся
самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают
словарь.
|
*** Работа со слабыми учащимися. Предлагаю
вам самостоятельно проверить правильность выполнения теста с помощью ключа и
самостоятельно оценить результат.
V этап. Презентация,
самоанализ и самооценка результатов.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель.
Время истекло. Наступил момент, когда вы должны представить заказчику и
широкой общественности результаты вашей совместной деятельности. Итак,
условия. Во – первых, постарайтесь доказать, что выбранная вами форма словаря
самая удобная и актуальная. Во – вторых, ознакомьте публику с содержанием
словаря, ведь чтобы оценить ваш продукт, необходимо рассмотреть его с разных
сторон.
Перед
презентацией учитель раздает учащимся карточки с критериями оценки (по три
каждой группе).
Уважаемая
публика, будьте внимательны и постарайтесь объективно оценить каждый словарь.
|
Группа «Бригада».
I.
Обоснование формы словаря.
Творческое
название раздела, над которым мы работали «Словарь – брошюра». Изучив
имеющиеся в библиотеке литературоведческие словари и обсудив предложенные
формы, структуру и содержание, пришли к выводам:
1. Словарь
– это книга. Форма традиционная, привычная, всем известно, как таким словарем
пользоваться.
2.
Имеющийся материал решили использовать для издания брошюры, так как брошюра –
это тоже небольшая книга в мягком переплете.
3.
Словарь, изданный нами, имеет все необходимые структурные части: обложку,
аннотацию, статью «От авторов». Слова расположены в алфавитном порядке. Для
каждого слова написана словарная статья.
С
практической точки зрения наш словарь удобен тем, что он всегда может
находиться в библиотеке или в банке проектов по литературе. Перед изучением
рассказа учитель может порекомендовать учащимся воспользоваться им.
Словарь не
велик по формату, прост в обращении.
Пользуйтесь
нашим словарем и читать рассказ Вам будет не только легко, но и интересно.
II. Чтение
словаря.
Группа «АБВГДешки».
I.
Обоснование формы словаря.
Творческое название раздела, над которым мы
работали, - «Словарь – буклет».
Буклет – это не книга, но мы считаем, что для
ученика 11 класса такая форма словаря символов наиболее приемлема, так как:
во – первых, в буклете также можно разместить все
структурные части словаря, что мы и сделали;
во – вторых, по размеру буклет меньше брошюры и
может быть использован как закладка в книге;
в – третьих, такой словарь – закладку не нужно
специально брать в библиотеке. Мы предлагаем растиражировать издание и
вложить в сборник рассказов И. А. Бунина. Таким образом, взяв книгу в
библиотеке, вы сразу получите словарь символов. Читая произведение, вы
сможете использовать буклет и как словарь и как закладку одновременно.
Пользуйтесь нашим словарем и постигайте глубокий
смысл бунинского шедевра.
II. Чтение
словаря.
Группа «Соседи».
I.
Обоснование формы словаря.
Мы уважаем традиции, ценим удобство и
рациональность, но убеждены, что словарь – компьютерная презентация наиболее
актуален среди наших сверстников.
Во –
первых, презентация позволяет разместить все структурные элементы словаря в
полном объеме на слайдах.
Во –
вторых, на бумажных носителях информацию можно разместить только в письменном
виде, подкрепив её, по возможности, иллюстративным материалом, а компьютерная
программа POWER POINT даёт более широкие возможности: это фон, цвет, звук,
анимация. Например: (демонстрируется слайд «АТЛАНТИДА»). Как видите,
восприятие задействовано сразу на всех уровнях: визуальном, аудио,
мыслительном.
И наконец,
более доступной формы нет. Разместив словарь – презентацию на школьном сайте,
мы откроем секреты бунинских символов всем заинтересованным читателям,
пользователям Интернет. Уверены: знакомство с рассказом «Господин из Сан –
Франциско» вполне может начаться не с истории создания, не с текста
произведения, а именно с иллюстрированного словаря символов.
Надеемся,
что любой, кто прочитает наш электронный словарь, захочет подробнее
познакомиться с творчеством великого мастера.
Адрес
сайта МОУ Красненская СОШ:
II. Чтение
словаря.
|
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Название продукта проектной
деятельности
|
|
Критерии оценки
|
2 балла
|
1 балл
|
0 баллов
|
Самостоятельность работы над
проектом
|
|
|
|
Актуальность и значимость формы
продукта
|
|
|
|
Полнота раскрытия темы
|
|
|
|
Оригинальность решения проблемы
|
|
|
|
Артистизм и выразительность
выступления
|
|
|
|
Как раскрыто содержание проекта в
презентации
|
|
|
|
Использование средств наглядности,
информационных технологий
|
|
|
|
Ответы на вопросы
|
|
|
|
16 баллов –
«5»
от 10 до 15
баллов – «4»
от 6 до 8
баллов – «3»
Заключительный этап. Рефлексия.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учитель.
Предлагаю подвести итоги нашей совместной деятельности.
Итак, что
же такое символ в художественной литературе?
О чем с
помощью символов говорит И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан –
Франциско»?
Учитель.
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто так и не понял, для чего же И. А. Бунин
использовал символы в рассказе «Господин из Сан – Франциско».
Я рада,
что таких среди вас наконец не оказалось. Прав был Б. Шоу, английский
писатель первой половины ХХ века, утверждавший: «Единственный путь, ведущий к
знаниям, - это деятельность». Сегодня в процессе совместной деятельности мы
решили проблему, проявили внимание к человеку, постарались ему помочь. А
помогая другому, обогатились новыми знаниями сами.
Надеюсь,
путешествие по океану знаний доставило вам удовольствие. Впрочем, сейчас
узнаем.
Перед вами карта с изображением эмоциональных
«островов»: о. Радости, о. Грусти,
о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о.
Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник. Разместите (нарисуйте)
свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает ваше душевное,
эмоционально-чувственное состояние после проделанной работы.
Учитель
предлагает объяснить свой выбор.
|
Учащиеся.
Символ в художественной литературе – это знак, образ, содержащий в себе
множество значений, выражающий настроение автора.
Учащиеся.
ü И. А. Бунин говорит о вечных проблемах человечества.
О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.
ü И. А. Бунин говорит о добре и зле, о праведничестве,
грехе и страшном суде.
ü И. А. Бунин говорит о счастье. Не в деньгах счастье.
Ведь счастливо не семейство Господина, не фальшивая пара влюбленных, а
абруццские горцы и старый рыбак Лоренцо. У них нет миллионов, но они часть
мира, благословенного Богом.
Учащиеся
рисуют кораблики.
|
Домашнее задание.
Участники проекта: оформить портфолио.
«Инкогнито»: написать сочинение о роли символов в
рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».
Приложение 1.
Тест
И. А. Бунин. «Господин из Сан –
Франциско»
Внимательно прочитайте задание.
Подумайте, отметьте правильный ответ знаком «+».
|
Часть А
А 1. Автор произведения «Господин из Сан – Франциско - …
а) А. И.
Куприн
б) Л. Н.
Андреев
в) М.
Горький
г) И. А.
Бунин
д) А. А.
Блок
А 2. По жанру произведение «Господин из Сан – Франциско» -
…
а) роман
б) повесть
в) рассказ
г) поэма
д) пьеса
А 3. Главный герой произведения
а) «… рыжий
человек чудовищной величины и грузности, похожий … на огромного идола…»
б) «… был
совсем не хорош собой и странен, - очки, котелок, английское пальто, … волосы
редких усов точно конские, смуглая тонкая кожа точно натянута … и как будто
слегка лакирована…»
в) «… стоя
перед зеркалом, смочил и прибрал … остатки жемчужных волос вокруг смугло –
желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело … кремовое шелковое трико, а
на сухие ноги … - черные..носки»
г) «… был
громаден, как утес…»
д) «…высокий
старик…, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии».
А 4. Имя главного героя
а) Лоренцо
б) Тиверий
в) лишен
имени
г) Джузеппе
д) Луиджи
А 5. Образ в литературе – это…
а) вид,
облик
б) живое
наглядное представление о ком – либо
в)
обобщенное художественное отражение действительности, облечённое в форму
конкретного, индивидуального явления
г) порядок,
направление чего – либо, способ
д) то же,
что икона
А 6. Символ в литературе – это…
а) предмет
б) действие
в) условный
знак
г) словесный
знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора
д) «зов
другой души»
А 7. Сколько символов в произведении «Господин из Сан –
Франциско»
а) 1
б) 2
в) 3
г) более 7
д) менее 7
А 8. Символы в произведении «Господин из Сан – Франциско»
необходимы…
а) для
«сатирического разоблачения» буржуазного миропорядка
б) для
создания внешней красоты текста
в) для создания
картины сложного и драматического взаимодействия социального и природно –
космического в человеческой жизни
г) для
выражения мысли о близорукости людских претензий на господство в этом мире
д) для
обличения фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и
наслаждениями
А 9. Художественное своеобразие произведения заключается…
а) в
переплетении лирического и эпического начал
б) в
кольцевом характере композиции
в) в
линейной последовательности событий сюжета
г) в
предельной открытости времени и пространству
д) в
предельной детализации
А 10. В каком году появилось в печати произведение «Господин
из Сан – Франциско»?
а) 1914
б) 1915
в) 1916
г) 1917
д) 1918
|