fВАСИЛИИ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ.
« ЛЕСНОЙ ЦАРЬ » (из И.В. Гете)
Особенности балладного сюжета. Роль диалога.
ЦЕЛЬ
УРОКА:
·
Пробудить
интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского
- переводчика, автора баллад.
·
Раскрыть своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший
психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность
действительностью, утверждение ценностей
человеческой жизни. Формировать
представление о балладе как лиро - эпическом жанре, о сюжете, о диалоге
и его роли в создании художественного образа
и раскрытии конфликта между персонажами.
·
Развивать память, мышление, воображение, устную речь
учащихся.
·
Воспитывать
любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Оборудование урока:
·
Репродукция картины О. Кипренского «В.А. Жуковский. 1817 год».
·
Иллюстрации художника А. Кошкина к балладе «Лесной царь».
·
Пластинка
с записью сочинения Ф. Шуберта «Лесной царь».
Эпиграфы к уроку:
Переводчик в прозе есть раб,
Переводчик
в стихах - соперник.
В.А. Жуковский
В балладе ...
главное не событие, а ощущение,
которое оно
возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...
В.Г. Белинский
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок я
принесла портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его
стихов пленительная сладость
Пройдет
веков завистливую даль.
Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским.
Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего
облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром
волосы, башни средневекового замка на
фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.
Всмотритесь в это
лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он
духом был...» (Ф.И. Тютчев)
Догадались, о ком идёт
речь?
Это - Василий Андреевич Жуковский
времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.
Ребята, а вы раньше слышали об этом
поэте? А что вы о нём знаете?
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО
ЗАДАНИЯ
Примерные ответы
учеников (повторение):
1. В. А. Жуковский -
русский поэт первой половины 19 века, современник А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и А.В.
Кольцова, нашего знаменитого земляка.
2.
В. А. Жуковский - сын помещика Афанасия Ивановича Бунина
и пленной
красавицы турчанки Сальхи. Он родился в селе Мишенском Тульской губернии 9 февраля 1783 года.
Крестным отцом его был бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский. Он и дал
свою фамилию мальчику.
3.
Воспитывала В.А. Жуковского Мария Григорьевна Бунина,
жена Афанасия Ивановича. А сделала она это потому, что незадолго до появления на свет
будущего поэта умер их единственный сын. Душевное смятение привело Марию Григорьевну к мысли взять новорожденного в семью и воспитывать его как
родного.
4.
В 1801 году В.А. Жуковский закончил с золотой медалью
Вольный благородный пансион
при Московском университете. Здесь он получил хорошее образование. Овладел
иностранными языками, начал писать стихи и переводить на русский язык
произведения европейских поэтов.
5.
В. А. Жуковский - автор «Сказки о царе
Берендее...» и сказки «Спящая царевна».
Для «Спящей царевны» поэт использовал
прозаическую сказку Шарля Перро «Спящая в лесу красавица». Но своё произведение
он написал стихами, ввел русские имена и
русскую обстановку. Вдохнул русский дух.
РАБОТА
НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Вступление: объявление темы и
цели урока, поиски ответа на вопрос: что такое баллада?
Учитель: Вероятно, вы не случайно вспомнили о
волшебных сказках В.А.Жуковского. Наверное, вам нравятся всякие необычные, фантастические истории и смелые, отважные герои.
Если это так, то, я не сомневаюсь, вам обязательно понравятся баллады.
Что такое баллада? Это небольшое
лирическое стихотворение,
имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные
драматические события. Песня - баллада есть в русском устном народном творчестве. Но
сегодня речь пойдёт о балладе
немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада « Лесной царь».
Сегодня нам предстоит познакомиться с
её содержанием, поговорить об особенностях
балладного сюжета и о роли диалога в
произведении.
Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока:
«В. А. Жуковский. «
Лесной царь» (из И.В. Гёте).
Особенности
балладного сюжета.. Роль диалога».
Читая
и анализируя балладу «Лесной царь», нам предстоит убедиться в правоте Жуковского, который
однажды сказал: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник». Эти слова станут первым эпиграфом к уроку.
Наблюдая за развитием сюжета, мы должны
будем определить его особенности. И мне
кажется, что в какой - то мере нам в
этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а
ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит ...».
Я думаю, эти слова могут
стать вторым эпиграфом к нашему уроку.
Теперь
вернёмся к разговору о балладе. Что же такое баллада? Давайте обратимся к
нашему учебнику и прочитаем, как Майя Андреевна Снежневская и Ольга Михайловна
Хренова, авторы - составители хрестоматии, объясняют, что такое баллада. Ученица
читает отрывок из статьи « О балладах» (стр. 50).
Учитель. Что же такое
баллада?
Ученик. Баллада - это
небольшое сюжетное стихотворение, в основе
которого лежит какой - то
необычный случай. Оно посвящено чаще всего
историческим и фантастическим событиям.
ЧТЕНИЕ БАЛЛАДЫ
И. В. ГЁТЕ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
В
ПЕРЕВОДЕ В. А. Ж УКОВСКОГО
Справка: И.В. Гёте (1749 - 1832) - великий немецкий поэт и
мыслитель. Многие из его баллад, например «Лесной царь», написаны на основе народных
преданий.
* Учитель выразительно читает балладу.
Выявление первичного восприятия произведения.
РАБОТА
НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ А. КОШКИНА К БАЛЛАДЕ
В. А. ЖУКОВСКОГО «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
Учитель: Художник А. Кошкин
попытался запечатлеть в рисунке сюжет баллады « Лесной царь». Как по -
вашему, всё ли ему удалось?
Ученица (примерный ответ). Иллюстрация
прекрасно дополняет наши представления о месте действия: мы видим мрачный
ночной лес, в воздухе витают
дочери лесного царя. Они похожи на нимф. Также мы видим всадника, летящего на
коне. Это сильный, волевой мужчина - он не
внемлет сладостным песням лесных нимф. Видим подавленного болезнью и страхом маленького мальчика. В глазах его тревога
и боль, гнетущий душу ужас. Но на иллюстрации нет лесного царя.
Учитель. А ведь,
действительно, художник не изобразил хозяина леса. Давайте попробуем создать словесный
портрет этого фантастического героя. Каким вы его себе представляете?
(Словесное
рисование)
АНАЛИЗ БАЛЛАДЫ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
Учитель:
Мы прочитали произведение, рассмотрели иллюстрацию к нему, поупражнялись в
словесном рисовании, а теперь наступил самый ответственный момент: нам
предстоит поразмышлять над прочитанным и
найти ответы на вопросы, прозвучавшие в самом начале урока.
1) В балладе как будто бы
встретились известные вам три начала
литературы: эпическое (повествование о событиях), лирическое
(стихотворная форма, выражение чувств) и драматическое
(диалогическая речь). Повествовательный элемент
заключается в
сюжете. Сюжет легко пересказать. Попробуйте
это сделать.
(Ученик пересказывает сюжет).
2) А чем эта баллада напоминает драматическое
произведение?
Объясните.
Ученица (примерный ответ). В балладе есть диалог, который, как и в драматическом
произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог
в балладе принимает вид спора, тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели
взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную
борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек - высшая ценность мира.
3) Труднее всего обнаружить лирическое начало,
которое создается всем
строем стихотворения, всем его
содержанием. Уже в первых строках
баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном
от беды. Это предчувствие беды создает у нас тревожное настроение.
Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого
невозможно спасти. Таков неумолимый рок.
Найдите и прочитайте
строки, создающие тревожное, угнетенное настроение (1 строфа).
4) Найдите и прочитайте слова лесного царя (3, 5, 7 строфы).
Как нарастает чувство тревоги,
навеваемой речами лесного царя?
Ученик (примерный ответ). Сначала это простое
беспокойство, которое сменяется страхами, переходящим в леденящий сердце ужас.
5) Австрийский композитор
Франц Шуберт, современник И. В. Гёте,
создал музыкальное произведение на слова
баллады «Лесной царь».
Давайте послушаем это сочинение и подумаем: усиливает или
смягчает чувство тревоги музыка Шуберта?
Почему?
Послушав это
сочинение, я надеюсь, вы не только ощутили, как нарастает чувство тревоги, но и поняли, что в балладе «главное всё -таки
не событие, а ощущение, которое оно вызывает». В этом В.Г. Белинский прав.
6) А какую еще особенность вы заметили, слушая
музыкальное произведение?
Ученица (примерный ответ). Хотя я и не знаю
немецкого языка, но музыка
подсказывает, что звучало похожее, но другое произведение.
Русский лесной царь мягче, спокойнее, он больше похож на старика - лесовика, чем на лесного властелина, злого, могущественного, коварного.
Учитель. Вы совершенно правы.
Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух. Марина Цветаева об
этом писала так: «У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой...». Нам от него,
как от всякой царственности, вопреки
всему всё - таки спокойно. У Гёте -
неопределённое - неопределимое! – неизвестное».
Я надеюсь, вам теперь понятно, что имел в
виду Жуковский, когда называл переводчика в стихах соперником. Каждый раз, переводя стихотворения немецких или
английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое
произведение. И, как мне кажется, выигрывал
поединок.
ИТОГ УРОКА
Учитель. Баллада прочитана,
рассмотрены иллюстрации, прослушана музыка, наступил момент, когда можно
оглянуться назад и подвести итог.
1)
О
каком новом литературном жанре вы сегодня узнали?
2) Благодаря кому этот
жанр пришёл в русскую литературу и получил
достойное
развитие?
3) Каковы особенности
балладного сюжета?
4) Какова роль диалога
в балладе?
5) Что же главное в балладе: событие, или всё
- таки ощущение?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)
1. Прочитать балладу Ф. Шиллера «Перчатка» в переводе В.А. Жуковского (стр. 54 - 56) и ответить на
вопросы (стр. 56).
2. Прочитать балладу В.А. Жуковского и
разгадать кроссворд.
3. В читательский дневник написать отзыв о понравившейся балладе В.А.Жуковского.
РЕФЛЕКСИЯ
|