Категории раздела

Литература [10]
Русский язык [3]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 06.07.2025, 20:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Уроки » Литература

Стихотворения в прозе ч.2

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

          1. Учитель читает стихотворение «Русский язык».

          2. Анализ стихотворения «Русский язык».

·                   Какая мысль заключена в этом произведении?

(Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)

·                   Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая ин­тонация главенствует здесь?

помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ великий народ.)

·                   Какое   это,   по – вашему,   произведение:  лирическое   или
эпическое?

 (Несмотря на то, что нет рифмы, это произведение лирическое, потому что выражает чувство.)

      

        3. Словарная работа.

         Стихотворения в прозе – прозаические лирические произведения, характеризующиеся наличием лирического героя, малым объемом, служебной ролью сюжета или же полным его отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой – то одной мысли, одного переживания, одного образа.

 

         *** Новый для русской литературы жанр произведений – стихотворения в прозе – создал И. С. Тургенев, писатель второй половины ХХ века.

         В ХХ веке к  жанру стихотворения в прозе  обращались И. А. Бунин, А. И Солженицын.

 

 Чтение статьи учебника «Стихотворения в прозе». - С. 204 – 205.

 

     4. Краткий экскурс в историю создания стихотворений в прозе.

 

Учитель: Мы с вами познакомились с произведениями Тургенева, кото­рые обрамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотника» был создан в начале творческого пути Тургенева. Он из­вестен большинству читателей как автор романов, которые сыграли значительную роль в русской литературе и общественной жизни, и их мы будем изучать в старших классах. Сборник стихотворений в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г. как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве.

Сборник «Стихотворения в прозе» насчитывал 51 стихотворе­ние. Остальные издавались в Париже, где писатель жил примерно с конца 50-х годов XIX века. Стихотворения писались в дни русско - турецкой войны 1877-78 гг. Именно эта боль «при виде того, что совершается дома» и выражена в стихотворении «Русский язык», а также выражается надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, кото­рые выпали не его долю. Тургенев создал новый для русской лите­ратуры жанр произведений — стихотворения в прозе. Часть их поя­вилась в декабрьском номере «Вестника Европы» за 1882 год. Мно­го лет спустя, в 1927 году, в парижском архиве Тургенева француз­ским профессором А. Мазоном было найдено еще тридцать одно стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930 году, а в России — в 1931-м. Теперь все 83 стихотворения в прозе включе­ны во все издания сочинений писателя.

Они носят название «Senilia», и только в подзаголовке как вто­рое название написано «Стихотворения в прозе» (1878—1882). На­звание «Стихотворения в прозе» возникло позже всех прочих: сна­чала это было «Postuma» («Посмертные»), «Senilia» («Старческие»), затем Стасюлевич, который ведал изданием, пишет, что все эти «листки, наброски, зигзаги, силуэты» сам Тургенев называет «Сти­хотворения в прозе». Они публиковались и под одним и под двумя названиями, но в академическом издании И.С. Тургенева оба эти названия помещены в таком порядке: «Senilia. Стихотворения в прозе».

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворения. При первом издании этих стихотворений автор написал следующее пре­дисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и кото­рое - нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Это рассказ о его мыслях и чувствах, поэтому они могли быть названы и «Посмертные» и «Старческие». Имеются в виду «старче­ские мысли, чувства, переживания...». То есть это — лирические произведения, поэтому они и названы стихотворениями. Эти мыс­ли и чувства изложены в прозе, следовательно, правомерно назва­ние — «Стихотворения в прозе».

Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою. Но они, очевидно, являют собой искренний и непосред­ственный отклик автора на то, о чем он пишет в каждом из них. В 1818 году была опубликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворе­ниях в прозе», которая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совер­шенной формы, отшлифованное и законченное создание пред­ставляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...»

          

         5. Работа с учебником (продолжение анализа стихотворения в прозе «Русский язык»).

·                   Обратите внимание на текст  стихотворения. В  нем всего  три  предложения.   Какие  это предложения?

(Два предложения восклицательных, одно вопросительное.)

·                   О чем это нам говорит?

(Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об ис­кренней взволнованности автора. Недаром же именно этим стихо­творением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе».)

·                   Какие художественные приемы используются в трех фра­зах, из которых состоит все произведение? Сколько и ка­ких приемов использует автор в первом предложении? Во втором? В третьем?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже приме­нительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — вели­кий народ.)

·                   Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публи­цистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.

        

 

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

 

Учитель: Теперь, когда вы узнали о стихотворениях в прозе почти все, можно подвести предварительные итоги первого знакомства с жанром. Попробуйте построить  ассоциативный ряд стихотворения в прозе.

 

Примерный вариант ассоциативного ряда:

Проза, лирический герой,  мысли, чувства, переживания, нет рифмы, нет ритма, нет метра – стихотворения в прозе.

 

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Чтение и анализ стихотворений в прозе (по вариантам):

 

I вариант. «Два богача».

·                   Какова тема произведения?

·                   Какова главная мысль этого стихотворения?

·                   Почему Тургенев заканчивает стихотворение словами: «Далеко Ротшильду до этого мужика»?

·                   Укажите специфические жанровые черты произведения.

 

II вариант. «Щи».

·                   Определите тему произведения.

·                   Какова идея этого произведения?

·                   Какими предстают в нем главные герои? Как проявляется авторское отношение к героям?

·                   Укажите специфические жанровые черты произведения.

 

VII. Этап применения знаний и способов действий (выполнение исследовательского группового  мини – проекта).

 

          1. Постановка проблемы.

         После прослушивания аудиозаписи  стихотворения в прозе   «Воробей» в исполнении А. Кисилева учитель задает вопрос: «Произведение, которое вы прослушали, небольшое по объему, в центре внимания одно происшествие, его даже можно пересказать, но сюжет подчинен выражению одной мысли, одного переживания, в произведении есть лирический герой. Как вы думаете, это рассказ, стихотворение или стихотворение в прозе?»

         Учащиеся не могут сразу ответить на вопрос учителя, т. к. произведение  напоминает рассказ. Но все же пытаются выдвигать гипотезы.

        

         2. Выдвижение гипотез.

Первая гипотеза – прослушанное произведение является рассказом.

Вторая гипотеза – прослушанное произведение  является стихотворением.

Третья гипотеза – прослушанное произведение является стихотворением в прозе.

 

         3. Деление на гомогенные группы.

(Каждая группа получает задание исследовать произведение и ответить на проблемный вопрос.)

 

         4. Работа над проектом в группах.

 

 

Технологическая карта работы над проектом

 

Группа «Рассказ»

Группа «Стихотворение»

Группа «Стихотворения в прозе»

1. Формулирование проблемного вопроса: К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Воробей»?

1. Формулирование проблемного вопроса: К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Воробей»?

1. Формулирование проблемного вопроса: К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Воробей»?

2. Выдвижение гипотезы: Произведение И. С. Тургенева «Воробей» - рассказ.

2. Выдвижение гипотезы: Произведение И. С. Тургенева «Воробей» - стихотворение.

2. Выдвижение гипотезы: Произведение И. С. Тургенева «Воробей» -стихотворение в прозе.

3. Постановка цели: Доказать, что прослушанное произведение является рассказом.

 

3. Постановка цели: Доказать, что прослушанное произведение является стихотворением.

 

3. Постановка цели: Доказать, что прослушанное произведение является стихотворением в прозе.

 

 

4. Определение продукта проектной деятельности: устный ответ на проблемный вопрос (сочинение – рассуждение).

 

 

5. Разработка плана работы над проектом.

 

1. Повторить изученное о рассказе.

 

2. Прочитать произведение И. С. Тургенева «Воробей».

3. Определить специфические жанровые черты произведения.

4. Сопоставить полученные результаты с «картой» жанров.

5. Выводы оформить в виде ответа на вопрос.

1. Повторить изученное о стихотворении.

 

2. Прочитать произведение И. С. Тургенева «Воробей».

3. Определить

специфические жанровые черты произведения.

4. Сопоставить полученные результаты с «картой» жанров.

5. Выводы оформить в виде ответа на вопрос.

1. Повторить изученное о стихотворения в прозе.

2. Прочитать произведение И. С. Тургенева «Воробей».

3. Определить специфические жанровые черты произведения.

4. Сопоставить полученные результаты с «картой» жанров.

5. Выводы оформить в виде ответа на вопрос.

 

6. Выполнение проекта.

 

 

7. Защита проекта.

 

 

8. Рефлексия.

Читать дальше>>


Категория: Литература | Добавил: ВИрина (07.06.2011)
Просмотров: 11524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025