IV. Этап усвоения
новых знаний и способов действий.
1. Учитель читает стихотворение «Русский
язык».
2. Анализ стихотворения «Русский язык».
·
Какая мысль
заключена в этом произведении?
(Мысль о том, что
родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)
·
Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь?
(С помощью
торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то,
русский народ —
великий народ.)
·
Какое это, по – вашему, произведение: лирическое
или
эпическое?
(Несмотря на то, что нет рифмы, это
произведение лирическое, потому что выражает чувство.)
3. Словарная работа.
Стихотворения
в прозе – прозаические лирические произведения, характеризующиеся наличием
лирического героя, малым объемом, служебной ролью сюжета или же полным его
отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой – то одной
мысли, одного переживания, одного образа.
*** Новый для русской литературы жанр
произведений – стихотворения в прозе – создал И. С. Тургенев, писатель второй
половины ХХ века.
В ХХ веке к жанру стихотворения в прозе обращались И. А. Бунин, А. И Солженицын.
Чтение статьи учебника «Стихотворения в
прозе». - С. 204 – 205.
4. Краткий экскурс в историю создания
стихотворений в
прозе.
Учитель:
Мы с вами познакомились с произведениями Тургенева, которые обрамляют его творческую
жизнь. Цикл рассказов «Записки охотника»
был создан в начале творческого пути Тургенева. Он известен большинству
читателей как автор романов, которые сыграли значительную
роль в русской литературе и общественной жизни, и их мы будем изучать в
старших классах. Сборник стихотворений в
прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г. как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о
творчестве.
Сборник
«Стихотворения в прозе» насчитывал 51 стихотворение. Остальные издавались в Париже, где писатель жил примерно с конца 50-х годов XIX века. Стихотворения писались в
дни русско - турецкой войны 1877-78 гг. Именно эта боль «при виде того, что
совершается дома» и выражена в
стихотворении «Русский язык», а также выражается надежда на то, что если у народа
такой великий язык, то и народ велик, и
сможет справиться с испытаниями, которые выпали не его долю. Тургенев создал
новый для русской литературы жанр
произведений — стихотворения в прозе. Часть их появилась в декабрьском номере
«Вестника Европы» за 1882 год. Много лет
спустя, в 1927 году, в парижском архиве Тургенева французским профессором
А. Мазоном было найдено еще тридцать одно стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930 году, а в
России — в 1931-м. Теперь все 83 стихотворения в прозе включены во все издания сочинений писателя.
Они носят
название «Senilia», и только в подзаголовке как второе название написано
«Стихотворения в прозе» (1878—1882). Название «Стихотворения в прозе» возникло позже всех прочих: сначала это было «Postuma» («Посмертные»), «Senilia» («Старческие»), затем Стасюлевич, который ведал
изданием, пишет, что все эти «листки, наброски, зигзаги, силуэты» сам Тургенев
называет «Стихотворения в прозе». Они публиковались и под одним и
под двумя названиями,
но в академическом издании И.С. Тургенева оба эти названия помещены в таком
порядке: «Senilia. Стихотворения в прозе».
Первоначально
Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как
«эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич
уговорил его напечатать эти стихотворения. При первом издании этих
стихотворений автор написал следующее предисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе,
вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их
враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое - нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Это рассказ о его
мыслях и чувствах, поэтому они могли быть названы
и «Посмертные» и «Старческие». Имеются в виду «старческие мысли, чувства, переживания...». То есть это
— лирические произведения, поэтому они
и названы стихотворениями. Эти мысли
и чувства изложены в прозе, следовательно, правомерно название — «Стихотворения в прозе».
Восемьдесят три
стихотворения различны и по тематике, и по настрою.
Но они, очевидно, являют собой искренний и непосредственный отклик автора на то, о чем он пишет в
каждом из них. В 1818 году была
опубликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворениях в прозе», которая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения —
единое целое: «Это строго
согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание
представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...»
5. Работа с учебником (продолжение анализа
стихотворения в прозе «Русский язык»).
·
Обратите внимание
на текст стихотворения. В нем
всего три предложения.
Какие это предложения?
(Два предложения
восклицательных, одно вопросительное.)
·
О чем это нам говорит?
(Конечно, это говорит о патетическом
звучании текста, об искренней взволнованности автора. Недаром же именно этим стихотворением обычно завершают
издание «Стихотворений в прозе».)
·
Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все
произведение? Сколько и каких приемов использует автор в первом предложении? Во втором? В третьем?
(Прежде всего, автор использует
эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но
уже применительно
не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.)
·
Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев:
«великий», «могучий», «правдивый», «свободный».
Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в
критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не
только высокая оценка, но и характеристика
конкретных качеств.
V. Этап первичной проверки понимания изученного.
Учитель: Теперь, когда вы узнали о стихотворениях в
прозе почти все, можно подвести предварительные итоги первого знакомства с
жанром. Попробуйте построить
ассоциативный ряд стихотворения в прозе.
Примерный вариант ассоциативного ряда:
Проза, лирический
герой, мысли, чувства, переживания, нет
рифмы, нет ритма, нет метра – стихотворения в прозе.
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Чтение и анализ стихотворений в прозе (по вариантам):
I вариант. «Два богача».
·
Какова тема
произведения?
·
Какова главная
мысль этого стихотворения?
·
Почему Тургенев
заканчивает стихотворение словами: «Далеко Ротшильду до этого мужика»?
·
Укажите
специфические жанровые черты произведения.
II вариант. «Щи».
·
Определите тему
произведения.
·
Какова идея этого
произведения?
·
Какими предстают
в нем главные герои? Как проявляется авторское отношение к героям?
·
Укажите
специфические жанровые черты произведения.
VII. Этап применения знаний и способов действий
(выполнение исследовательского группового
мини – проекта).
1. Постановка проблемы.
После прослушивания аудиозаписи стихотворения в прозе «Воробей» в исполнении А. Кисилева учитель задает вопрос: «Произведение,
которое вы прослушали, небольшое по объему, в центре внимания одно
происшествие, его даже можно пересказать, но сюжет подчинен выражению одной
мысли, одного переживания, в произведении есть лирический герой. Как вы
думаете, это рассказ, стихотворение или стихотворение в прозе?»
Учащиеся не могут сразу ответить на
вопрос учителя, т. к. произведение
напоминает рассказ. Но все же пытаются выдвигать гипотезы.
2. Выдвижение гипотез.
Первая
гипотеза – прослушанное произведение является рассказом.
Вторая
гипотеза – прослушанное произведение
является стихотворением.
Третья
гипотеза – прослушанное произведение является стихотворением в прозе.
3. Деление на гомогенные группы.
(Каждая
группа получает задание исследовать произведение и ответить на проблемный
вопрос.)
4. Работа над проектом в группах.
Технологическая карта работы над проектом
|
Группа «Рассказ»
|
Группа «Стихотворение»
|
Группа «Стихотворения в
прозе»
|
1. Формулирование
проблемного вопроса: К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева
«Воробей»?
|
1. Формулирование
проблемного вопроса: К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева
«Воробей»?
|
1. Формулирование
проблемного вопроса: К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева
«Воробей»?
|
2. Выдвижение гипотезы:
Произведение И. С. Тургенева «Воробей» - рассказ.
|
2. Выдвижение гипотезы:
Произведение И. С. Тургенева «Воробей» - стихотворение.
|
2. Выдвижение гипотезы:
Произведение И. С. Тургенева «Воробей» -стихотворение в прозе.
|
3. Постановка цели:
Доказать, что прослушанное произведение является рассказом.
|
3. Постановка цели:
Доказать, что прослушанное произведение является стихотворением.
|
3. Постановка цели:
Доказать, что прослушанное произведение является стихотворением в прозе.
|
4. Определение продукта проектной деятельности:
устный ответ на проблемный вопрос (сочинение – рассуждение).
|
5. Разработка плана работы над проектом.
|
1. Повторить изученное о
рассказе.
2. Прочитать произведение
И. С. Тургенева «Воробей».
3. Определить специфические
жанровые черты произведения.
4. Сопоставить полученные
результаты с «картой» жанров.
5. Выводы оформить в виде
ответа на вопрос.
|
1. Повторить изученное о
стихотворении.
2. Прочитать произведение
И. С. Тургенева «Воробей».
3. Определить
специфические жанровые
черты произведения.
4. Сопоставить полученные
результаты с «картой» жанров.
5. Выводы оформить в виде
ответа на вопрос.
|
1. Повторить изученное о
стихотворения в прозе.
2. Прочитать произведение
И. С. Тургенева «Воробей».
3. Определить специфические
жанровые черты произведения.
4. Сопоставить полученные
результаты с «картой» жанров.
5. Выводы оформить в виде
ответа на вопрос.
|
6. Выполнение проекта.
|
7. Защита проекта.
|
8. Рефлексия.
|
Читать дальше>>
|